Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи ( группа) на тему

Жаркова Элла Юрьевна

Цель: Закрепление знаний у детей о весенних цветах, развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

-образовательные: обогащать словарь детей по теме цветы; формировать навыки словообразования (первоцветы) ;

-развивающие: формировать в образовании родственных слов в подборе прилагательных к существительному; развивать внимание, память, воображение, мышление;

-воспитательные: вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: активизация словаря по теме "Весенние цветы".

Ход занятия:

-Доброе утро, дети, гости. Дети поздоровайтесь с гостями.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись?

Доброе утро, ушки! Вы проснулись?

Доброе утро, ручки! Вы проснулись?

Доброе утро, ножки! Вы проснулись?

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись!

И друг другу улыбнулись! А теперь присаживайтесь, сели прямо, спинка ровная.

Скажите, дети, сколько времен года вы знаете? (ответы детей) Как они называются? Какое время года находится между зимой и летом? Правильно, молодцы, весна.

Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к солнечному свету. Чуть запахло весной и появились первые цветы.

Первые цветы, которые появляются весной называют ?

Психогимнастика «Весенние цветы»

 (Проводится под музыку Чайковского)

 

 Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок.

Дети: первоцветом.

И сейчас вы станете волшебниками и по взмаху моей волшебной палочки превратим эту полянку в (лист ватмана зеленого цвета) в цветущую.

1. Игра «Доскажи словечко» (после каждой отгадки дети находят картинку и прикрепляют на поляну или луг) :

1. На лесной проталинке                4. Он спешит весне навстречу,

Вырос цветик маленький.              Я везде его замечу:

Прячется в валежник                                  Жёлтенький кафтанчик

Беленький. (подснежник)               Носит. (одуванчик)

 

2. Жёлтый, белый, голубой;                       5. Разбрелись в лесу сестрицы,
                                                                      Синеглазки (Медуницы)

На земле растут пустой.                            

У весны есть фокусы:                                

Распустились. (крокусы).              

6. Жёлтый глаз из-под земли
 Первым дарят нам они.
 Как их правильно назвать,
 Если им земля, как мать?

3 Под забором, у калитки,             

 Вот, смотри и не дыши:                

Как горошины на нитке                

Беленькие. (ландыши).                   

2. Игра «какой? Какая?. »

-- подснежник какой? (беленький, нежный, цветущий)

-- мать-и-мачеха какая? (желтая, красивая)

-- крокусы какие (фиолетовые, разноцветные…)

-- одуванчик какой? (желтый, воздушный)

-- ландыши какие? (беленькие, нежные, душистые… .)

3. Игра «Чего не стало» Посмотрите на картины внимательно, опустите голову на руки, закройте глаза. А теперь откройте глаза— чего не стало? (дети отгадывают, игра повторяется несколько раз)

4. Какие цветы поменялись местами (воспитатель меняет картинки местами)

Молодцы, дети, немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Давайте пройдемся медленно по лугу

 И здравствуй скажем каждому цветку.

 Я должен над цветками наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать.

 А чтоб увидеть добрые их лица

 И доброе лицо им показать.

 

 ребята, о чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? (ответы детей) Как же быть? ( рвать, срезать лучше те цветы, которые выращивают специально на срезку, а теми, которые растут сами по себе надо любоваться).

 

 

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают. (руки плавно поднимаем вверх, качаем руки право- влево, руки плавно опустили, головой качают, закрыли глаза)

5. Игра «Что здесь лишнее? »

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, диалогической речи.

А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее? »

(Воспитатель показывает картинки (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус) .

- Дети, что тут лишнее? Как вы думаете и почему?

Дети: лишний кактус, т. к. это комнатное растение, а остальные первоцветы.

Правильно, молодцы.

6. Игра «Один- много» (с мячом)

 одуванчик- одуванчики, ландыш- ландыши, мимоза- мимозы, подснежник- подснежники, ветреница- ветреницы, крокус- крокусы, медуница- медуницы,

А что могут делать цветы: расти, цвести, увядать, питаться, радовать

Придумайте родственные слова: цветок- цветочек- цветы- цветик- цветной- цветет-первоцвет- семицветик- разноцветный.

7. Игра «Веселый счет»

На пригорке выросло один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

На участке расцвело один подснежник, …......

Как называют первые весенние цветы? - первоцветами. Подснежник – это первый вестник весны. Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

А теперь возьмите листы, переверните их, попробуйте отгадать, что за цветок и разукрасьте.

Первоцветы нуждаются в охране, не рвите их, берегите.

Ребята, вы очень хорошо занимались сегодня, думаю, что солнце теперь будет ярче светить и весна у нас будет дружная, теплая.

             - Какое у вас настроение стало?

             - Что больше всего понравилось на занятии?

 

Весна:              Время пришло расставаться,

 Мне отправляться пора,

 Ваше замечательное занятие

 Мне не забыть, детвора!

 Вас за все благодарю

 И подарки вам дарю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety.odt11.19 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: Закрепление знаний у детей о весенних цветах, развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

-образовательные: обогащать словарь детей по теме цветы; формировать навыки словообразования (первоцветы) ;

-развивающие: формировать в образовании родственных слов в подборе прилагательных к существительному; развивать внимание, память, воображение, мышление;

-воспитательные: вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: активизация словаря по теме "Весенние цветы".

Ход занятия:

-Доброе утро, дети, гости. Дети поздоровайтесь с гостями.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись?

Доброе утро, ушки! Вы проснулись?

Доброе утро, ручки! Вы проснулись?

Доброе утро, ножки! Вы проснулись?

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись!

И друг другу улыбнулись! А теперь присаживайтесь, сели прямо, спинка ровная.

Скажите, дети, сколько времен года вы знаете? (ответы детей) Как они называются? Какое время года находится между зимой и летом? Правильно, молодцы, весна.

Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к солнечному свету. Чуть запахло весной и появились первые цветы.

Первые цветы, которые появляются весной называют ?

Психогимнастика «Весенние цветы»

 (Проводится под музыку Чайковского)

 Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок.

Дети: первоцветом.

И сейчас вы станете волшебниками и по взмаху моей волшебной палочки превратим эту полянку в (лист ватмана зеленого цвета) в цветущую.

1. Игра «Доскажи словечко» (после каждой отгадки дети находят картинку и прикрепляют на поляну или луг) :

1. На лесной проталинке                 4. Он спешит весне навстречу,

Вырос цветик маленький.                 Я везде его замечу:

Прячется в валежник                         Жёлтенький кафтанчик

Беленький. (подснежник)                 Носит. (одуванчик)

2. Жёлтый, белый, голубой;                 5. Разбрелись в лесу сестрицы,
                                                         
Синеглазки (Медуницы)

На земле растут пустой.                         

У весны есть фокусы:                         

Распустились. (крокусы).                 

6. Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?

3 Под забором, у калитки,                

 Вот, смотри и не дыши:                 

Как горошины на нитке                 

Беленькие. (ландыши).                 

2. Игра «какой? Какая?. »

-- подснежник какой? (беленький, нежный, цветущий)

-- мать-и-мачеха какая? (желтая, красивая)

-- крокусы какие (фиолетовые, разноцветные…)

-- одуванчик какой? (желтый, воздушный)

-- ландыши какие? (беленькие, нежные, душистые… .)

3. Игра «Чего не стало» Посмотрите на картины внимательно, опустите голову на руки, закройте глаза. А теперь откройте глаза— чего не стало? (дети отгадывают, игра повторяется несколько раз)

4. Какие цветы поменялись местами (воспитатель меняет картинки местами)

Молодцы, дети, немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Давайте пройдемся медленно по лугу

 И здравствуй скажем каждому цветку.

 Я должен над цветками наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать.

 А чтоб увидеть добрые их лица

 И доброе лицо им показать.

 ребята, о чем это стихотворение? Нужно ли рвать цветы? Почему? (ответы детей) Как же быть? ( рвать, срезать лучше те цветы, которые выращивают специально на срезку, а теми, которые растут сами по себе надо любоваться).

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают. (руки плавно поднимаем вверх, качаем руки право- влево, руки плавно опустили, головой качают, закрыли глаза)

5. Игра «Что здесь лишнее? »

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, диалогической речи.

А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее? »

(Воспитатель показывает картинки (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус) .

- Дети, что тут лишнее? Как вы думаете и почему?

Дети: лишний кактус, т. к. это комнатное растение, а остальные первоцветы.

Правильно, молодцы.

6. Игра «Один- много» (с мячом)

 одуванчик- одуванчики, ландыш- ландыши, мимоза- мимозы, подснежник- подснежники, ветреница- ветреницы, крокус- крокусы, медуница- медуницы,

А что могут делать цветы: расти, цвести, увядать, питаться, радовать

Придумайте родственные слова: цветок- цветочек- цветы- цветик- цветной- цветет-первоцвет- семицветик- разноцветный.

7. Игра «Веселый счет»

На пригорке выросло один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

На участке расцвело один подснежник, …......

Как называют первые весенние цветы? - первоцветами. Подснежник – это первый вестник весны. Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

А теперь возьмите листы, переверните их, попробуйте отгадать, что за цветок и разукрасьте.

Первоцветы нуждаются в охране, не рвите их, берегите.

Ребята, вы очень хорошо занимались сегодня, думаю, что солнце теперь будет ярче светить и весна у нас будет дружная, теплая.

             - Какое у вас настроение стало?

             - Что больше всего понравилось на занятии?

Весна:              Время пришло расставаться,

 Мне отправляться пора,

 Ваше замечательное занятие

 Мне не забыть, детвора!

 Вас за все благодарю

 И подарки вам дарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...