ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Коммуникативная деятельность является базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников , сопровождает их и служит условием успешной реализации.К старшему дошкольному возрасту специфика речевой и коммуникативной активности резко снижается .. Поэтому важно максимально активизировать коммуникативную практику детей 5-6 лет такими формами, методами и приёмами, которые отвечают психологическим потребностям детей, актуальны для них и вызывают личную заинтересованность.Весь потенциал игровой деятельности в развитии диалогической речи у дошкольников реализуется с помощью интерактивных средств обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_drygina_mizyakina2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших условий и движущей силы развития личности ребенка является общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками. Коммуникативная деятельность является базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации. Умение общаться зависит от того, насколько ребенок владеет конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, активно взаимодействует со сверстниками в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Оценивая динамику развития речевой и коммуникативной активности, педагоги и психологи отмечают неравномерность и возрастную обусловленность этого процесса. Пик инициативной речевой активности во всех видах деятельности и типичных ситуациях жизни в детском саду приходится на средний дошкольный возраст. При этом самой коммуникативно-нагруженной является детская деятельность, которая не регулируется взрослым, а связана с личным интересами ребенка. К старшему дошкольному возрасту специфика речевой и коммуникативной активности изменяется. Резко снижается речевая активность в режимных моментах (во время приема пищи, во время одевания), в регламентированных взрослым ситуациях (непосредственной образовательной деятельности), количество которых в старших группах детского сада значительно увеличивается. Поэтому важно максимально активизировать коммуникативную практику детей 5-6 лет такими формами, методами и приёмами, которые отвечают психологическим потребностям детей, актуальны для них и вызывают личную заинтересованность.

Исходя из основного принципа психологии, согласно которому сознание и личность формируются, развиваются и проявляются в деятельности, коммуникативные способности развиваются, прежде всего, при условии включения ребенка в процесс общения в ходе совместной игровой деятельности. Весь потенциал игровой деятельности в развитии диалогической речи у дошкольников реализуется с помощью интерактивных средств обучения и воспитания (интерактивная доска, интерактивный стол и др.).

На сегодняшний день существует множество обучающих компьютерных программ для дошкольников и младших школьников «Новый диск», 1С / Группа «Марко Поло», «Бука», «Кирилл и Мефодий», Научно-образовательное частное учреждение «Институт новых технологий» и др.

Большинство цифровых образовательных ресурсов для детей сделаны в форме игры, ведь именно игровая деятельность является ведущей для дошкольника и остается любимой для детей более старшего возраста. Цифровые образовательные ресурсы служат дополнительным средством развития ребенка, предназначены для индивидуальной игры или совместных игр в малых группах (пары, тройки), и могут пополнить методические копилки, медиатеки и игротеки образовательной организации.

Мультимедийные дидактические пособия предназначены для поддержки реализации основной образовательной программы, направлены на решение задач каждой образовательной области в соответствии с ФГОС ДО, являются инструментом педагога на любом этапе образовательной деятельности, обеспечивают совместную игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность дошкольников.

Среди различных лицензионных продуктов для дошкольников в области развития речи заслуживают внимания педагогов мультимедийные дидактические пособия «Новый диск».

Наглядно-дидактическое пособие для развития и коррекции речевых навыков «Развитие речи» (Авторы Л.Е.Шевченко, Г.О.Аствацатуров) содержит наглядно-познавательные материалы и игровые упражнения, направленные на формирование у детей фонематического слуха (знакомство со звуками предметного мира и мира природы, знакомство со звуками животного мира), звуковой культуры речи (формирование навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка), развитие связной  грамматически правильной речи, обогащение активного словаря.   

Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» включают задания на распознавание по характерному звуку транспорта, бытовых приборов,  животных и птиц, дифференциация звуков леса по временам года; сопоставление звука и изображения домашнего животного; соотнесение набора звуков с ритмической картинкой); дифференциацию человеческого голоса. Задания разделов можно использовать при изучении лексических тем «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Домашние животные» и другие. Материалы заданий помогут педагогу проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса у детей и грамматического строя речи.

Содержание раздела «Речевые звуки» представлено играми двух типов: к первому типу относится задание «Услышь звук…», ко второму – задания «Определи место звука… в слове», «Помести картинки в…», «Посчитай…». В заданиях предусмотрены три уровня сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звукоряда, слогоряда и ряда слов. Выполняя задания, дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух, определять расположение изучаемого звука в слове, определять количество слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы.

Раздел «Развитие связной речи» представлен мультимедийными играми «Слово-действие», «Подбери действия», «Слово–признак», «Подбери признаки». Пособие содержит специальный интерактивный раздел, позволяющий педагогу проявить творчество и создать оригинальное занятие, наполнять его интересным наглядным материалом, составлять новые задания (открытая среда, включающая набор тематических карточек (дикие животные, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, предметы быта, растения, одежда, головные уборы, школа и многие другие), графический инструмент Чертежник, с возможностью распечатки раздаточного материала).

Комплексное обучающе-развивающее пособие для детей  4–8 лет «Буквария» (Авторы З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий)  ориентированно на решение задач по обучению детей чтению, основам грамоты, а также развитию речи.

Стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, анимационные сюжеты, игры со словами и буквами создают обогащающую развивающую среду (мультипликационные познавательные анимации о каждой букве алфавита, более 160 красочно иллюстрированных заданий, интерактивные инструменты для составления слогов, слов и предложений). Параллельно с формированием навыков чтения у ребенка развиваются творческие способности, логическое и алгоритмическое мышление, речь, расширяется словарный запас.

Разделы программы направлены на решение задач поэтапного изучения звуков и букв русского языка с помощью игровых заданий: узнавание буквы среди других букв; нахождение буквы в «нечитаемом» тексте, в наборе слов; определение звуко-буквенного соответствия; конструирование изучаемой буквы из элементов. Задания-раскраски позволяют развивать навыки письма. Наглядная интерактивная лента букв позволяет проводить игры, развивающие умение образовывать слоги из букв и слова из слогов. Виртуальная интерактивная Касса букв, содержащая карточки с буквами и знаками препинания, позволяет составлять свои слова и предложения, распечатывать тексты. Последовательное прохождение разделов программы поможет детям усвоить звуки и буквы русского языка, овладеть техникой слогового чтения. http://www.school.nd.ru/products

Игровые действия нацеливают детей на постоянное общение и взаимодействие и не ограничивают их двигательную активность. Благодаря наглядности и интерактивности, дошкольники охотнее вовлекаются в активную познавательную деятельность. У детей повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивные средства ИКТ существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Родительское собрание на тему "Современные методы и технологии по развитию речи у старших дошкольников"

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.Форма: семинар-практикум.План:1. Вступительное слово педагога.2. Пр...