Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности « УЧИМСЯ ИГРАЯ»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи детей средней
группы в игровой деятельности
« УЧИМСЯ ИГРАЯ»
Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель проекта:
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи.
Руководитель проекта: Шерстнева Галина Анатольевна
Участники проекта:
-дети средней группы;
-воспитатель;
-родители.
Тип проекта: Обучающий, игровой.
Длительность проекта:1 год.
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал;
-ТСО
Методы проекта: Наглядные, словесные, практические, игровые
Предполагаемые итоги:
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание проблемы:
Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности
Мотивация:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации данного проекта.
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Методы проекта:
Наглядные, словесные, практические, игровые
Сентябрь
Дидактические игры:
«Что делает?»
«Подбери пару»
«Назови одним словом»
«Собери урожай»
Подвижные игры:
«У медведя во бору»
«Ловишки»
«По ровненькой дорожке»
«Мой весёлый звонкий мяч»
Театрализованные игры:
Игра –драматизация «Репка»
Сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская»
«Магазин»
Октябрь
Дидактические игры:
«Угадай»
«Какое небо»
«Горячо – холодно»
«Вчера, сегодня, завтра»
Подвижные игры
«Воробушки и кот»
«Птички в гнёздышках»
«Листопад»
«День – ночь»
Театрализованные игры:
Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов»
Сюжетно-ролевые игры:
«Строители»
«Больница»
Ноябрь
Дидактические игры:
«Из чего сделана посуда»
«Узнай по описанию»
«Найди такой же»
«Узнай по голосу»
Подвижные игры:
«Серсо»
«Море волнуется»
«Гуси –лебеди»
«Подбрось – поймай»
Театрализованные игры:
Игра – драматизация «Кошкин дом»
Сюжетно-ролевые игры:
«Почта»
Декабрь
Дидактические игры:
«Найди свой цвет»
«Раздели на группы»
«Какое время года?»
«Закончи предложение»
Подвижные игры:
«Ловишки с ленточками»
«Вертушки»
«Метель»
«Попади в мишень»
Театрализованные игры:
Игра – драматизация сказки «Колосок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Айболит»
Январь
Дидактические игры:
«Слушай внимательно»
«Чего не хватает»
«Кто в домике живёт»
«Что лишнее»
Подвижные игры:
«Жмурки»
«Найди своё место»
«Самолёты»
«Зайка беленький сидит»
Театрализованные игры:
Игра – драматизация «Теремок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Моряки»
Февраль
Дидактические игры:
«Кто что делает»
«Кто больше»
«Раздели поровну»
«Что изменилось»
Подвижные игры:
«Лохматый пёс»
«Поезд»
«Перехватчики»
«Хитрая лиса»
Театрализованные игры:
Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Шофёры»
«Автобус»
Март
Дидактические игры:
«Магазин»
«Выбери картинку»
«Кто первый»
«Хорошо-плохо»
Подвижные игры:
«Мышеловка»
«Пустое место»
«Куропатки и охотники»
«Серый волк»
Театрализованные игры:
Игра –драматизация «Колобок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Ателье»
Апрель
Дидактические игры:
«Найди лишний предмет»
«Какой»
«На кого похож»
«Как называется»
Подвижные игры:
«Мяч в кругу»
«Бездомный заяц»
«Догони меня»
«Охотники и зайцы»
Театрализованные игры:
Игра инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин игрушек»
«Салон красоты»
Май
Дидактические игры:
«Найди на рисунке»
«Один – много»
«Столько-сколько»
«Сравни»
Подвижные игры:
«Уголки»
«Сделай фигуру»
«Затейники»
«Птички на ветках»
Театрализованные игры:
Игра – драматизация «Кошкин дом»
Сюжетно-ролевые игры:
«Пожарные»
3 Этап.заключительный.
Период осмысления собственных результатов.
Диагностика детей.
Презентация проекта.
Литература:
- Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
- Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
- Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
- А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
- М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;
Паспорт педагогического проекта
Авторы проекта | Леонович Надежда Викторовна Антоновская Елена Владимировна |
Тема | Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности |
Название проекта | «Вместе весело играть» |
Тип проекта | Обучающий, игровой |
Участники проекта | Дети средней группы (6 группа) Воспитатели |
Продолжительность проекта | Один год |
Проблема | Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности |
Актуальность проблемы | В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. |
Цель | Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. |
Задачи | - Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. - Формирование грамматического строя речи. - Расширение словарного запаса. - Развитие связной речи. |
Гипотеза проекта | Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности. |
Предполагаемый результат | При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью. |
Методы проекта | Наглядные, словесные, практические, игровые |
Мероприятия | Сентябрь Дидактические игры: «Что делает?» «Подбери пару» «Назови одним словом» «Собери урожай» Подвижные игры: «У медведя во бору» «Ловишки» «По ровненькой дорожке» «Мой весёлый звонкий мяч» Театрализованные игры: Игра –драматизация «Репка» Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская» «Магазин»
Октябрь Дидактические игры: «Угадай» «Какое небо» «Горячо – холодно» «Вчера, сегодня, завтра» Подвижные игры «Воробушки и кот» «Птички в гнёздышках» «Листопад» «День – ночь» Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов» Сюжетно-ролевые игры: «Строители» «Больница»
Ноябрь Дидактические игры: «Из чего сделана посуда» «Узнай по описанию» «Найди такой же» «Узнай по голосу» Подвижные игры: «Серсо» «Море волнуется» «Гуси –лебеди» «Подбрось – поймай» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Кошкин дом» Сюжетно-ролевые игры: «Почта»
Декабрь Дидактические игры: «Найди свой цвет» «Раздели на группы» «Какое время года?» «Закончи предложение» Подвижные игры: «Ловишки с ленточками» «Вертушки» «Метель» «Попади в мишень» Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Колосок» Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Айболит»
Январь Дидактические игры: «Слушай внимательно» «Чего не хватает» «Кто в домике живёт» «Что лишнее» Подвижные игры: «Жмурки» «Найди своё место» «Самолёты» «Зайка беленький сидит» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Теремок» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки»
Февраль Дидактические игры: «Кто что делает» «Кто больше» «Раздели поровну» «Что изменилось» Подвижные игры: «Лохматый пёс» «Поезд» «Перехватчики» «Хитрая лиса» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Кто сказал мяу?» Сюжетно-ролевые игры: «Шофёры» «Автобус»
Март Дидактические игры: «Магазин» «Выбери картинку» «Кто первый» «Хорошо-плохо» Подвижные игры: «Мышеловка» «Пустое место» «Куропатки и охотники» «Серый волк» Театрализованные игры: Игра –драматизация «Колобок» Сюжетно-ролевые игры: «Ателье»
Апрель Дидактические игры: «Найди лишний предмет» «Какой» «На кого похож» «Как называется» Подвижные игры: «Мяч в кругу» «Бездомный заяц» «Догони меня» «Охотники и зайцы» Театрализованные игры: Игра инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота» Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек» «Салон красоты»
Май Дидактические игры: «Найди на рисунке» «Один – много» «Столько-сколько» «Сравни» Подвижные игры: «Уголки» «Сделай фигуру» «Затейники» «Птички на ветках» Театрализованные игры: Игра – драматизация «Кошкин дом» Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные» |
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Актуальность проекта
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи
Этапы реализации проекта
1. Предварительный:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2. Основной.
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Литература:
- М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
- Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
- Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
- А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
- М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;
- А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».
Проект «В гостях у сказки» в средней группе
2009г. -2010 уч.г.
Воспитатель: Нюхалкина С. К.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 5 месяцев (ноябрь - март).
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание.
Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.
- развитие патриотических чувств у детей,
- развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством русского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа,
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А. Грибоедова; методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
- изготовление настольного кукольного театра,
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам .
Презентация проекта:
- оформление выставки «По дорогам сказок»
- открытое занятие «Люблю я русские сказки»
- развлечение «Что за прелесть эти сказки! »
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение сказок, фольклора.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры – драматизации по сказкам
4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.
5. Игры на звукоподражание
6. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку. ”
7. Викторина по математике «Герои сказок в цифрах».
8. Оформление выставки детских работ по сказкам
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
4. Изготовление костюмов для драматизаций.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «По дорогам сказок»
2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки»
3. Проведение итогов проектной деятельности.
5. Изготовление поделок, рисунков по сказкам.
6. Изготовление кукольного театра для драматизаций.
- Скидки постоянным подписчикам.
Вы можете ознакомиться с номером журнала.
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе детского сада
- Насыбуллина Наталия Талитовна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель курса: развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи курса:
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
- развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
- развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Знакомство с нашими героями. «Игрушки» | Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. |
«Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса) | Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания. | |
Заучивание наизусть: «Мяч» С.Я.Маршак | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками. | |
«Пересказ сказки «Репка» | Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием. | |
Октябрь | «Осень» | . Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь. |
Рассказывание по картине «Осенний день» | Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию; | |
«Овощи» | Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа. | |
Фрукты» | познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные; | |
«Фрукты-овощи | Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи. | |
«Изменение в природе в октябре» | Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения. | |
«Лес осенью» | Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь. | |
Заучивание наизусть: А.Плещеев «Осенью» | Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его. | |
Ноябрь | «Загадка-описание» | Учить детей составлять и отгадывать загадки-описания; воспитывать умение сравнивать, аргументировать; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи. |
«Как мышка перехитрила кошку». Рассказывание по серии картинок с общим сюжетом | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию. Обогащение активного словаря. | |
«Поздняя осень» | Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что | |
«Дом» | . Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Мебель» | Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель | |
«Семья» | Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Посуда» | Расширить запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать предмет | |
Сказка «Руковичка» | Повторить знакомую уже детям сказку, совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя; рассказывать сказку по ролям. | |
Декабрь | «Головные уборы» | Познакомить с названием предметов одежды, головных уборов; учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов; развивать речь. |
«Одежда» | Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем | |
«Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» | Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявление творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. | |
Заучивание наизусть: И.Суриков «Зима | Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть. | |
«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу». | Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора. | |
«Зима» | Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения | |
Рассказывание по картине «Зимние развлечения» | Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой. | |
«Новый год» | Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам. | |
Январь | «Елка» К.Чуковский | Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи. |
«Звери» | Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных; | |
Сказка «Колосок» | Учить детей пересказывать текст без пропусков и длинных пауз, передавать прямую речь; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать чувство языка. | |
«Домашние животные» | Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей | |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры. | |
«Животные жарких стран» | . Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей. | |
Птицы» | Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым | |
Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая» | Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь. | |
Февраль | «Рыбы» | Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки; |
«Хлебные продукты» | Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь | |
«Молочные продукты» | Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
Пересказ сказки «Теремок» | Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ. | |
«Наземный транспорт» | Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами. | |
«Составление рассказов об игрушках» (легковая и грузовая машины). | Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. | |
«Водный транспорт» | Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу. | |
«Воздушный транспорт» | Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь. | |
Март | «Город» | Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город |
«Мой город – Казань» | Учить рассказывать о своем городе, познакомить с историей страны; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Правила дорожного движения. Светофор» | Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей. | |
«Театр, музыкальные инструменты» | Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части. | |
«Спорт» | Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей. | |
«Весна» | Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Посидим в тишине» | Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ ; учить делить слова на слоги. Звуки, совершенствовать навыки выразительного чтения. | |
«Профессии» | Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей. | |
Апрель | Детский сад» | Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь |
«Перелетные птицы» | Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц. | |
«Лес. Деревья» | .Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей. | |
«Плоды, семена» | учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников; | |
«Грибы» | Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание, логику; учить классифицировать на съедобные и несъедобные. | |
«Комнатные растения» | Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения | |
«Описание деревьев» | Учить сравнивать деревья, описывая их, передавая характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; активизировать словарь детей. | |
«Любимый сказочный герой» | Развивать внимание, мышление, память, умение передавать характерные черты сказочного героя. | |
Май | «Черепаха» | Дать представление о внешнем виде черепахи; учить описывать черепаху, четко произносить слова; активизировать словарь детей. |
«День Победы. Военная техника» | Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей. | |
«Садовые цветы» | Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе. | |
«Полевые цветы» | Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы | |
«Насекомые» | Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Лето» | Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей. | |
«Ягоды» | Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Письмо друзьям» | Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
Развитие монологической речи с помощью дидактических игр...
Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности «УЧИМСЯ ИГРАЯ»
Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее ре...
Проект по развитию речи детей подготовительной группы в игровой деятельности «Учимся играя»
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка....
Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности «Вместе весело играть»
Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности...
Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности «Вместе весело играть»
Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности...