конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Конспект по развитию речи "Эта волшебница водица" для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Образовательная область «Коммуникация».
Тема: «Эта волшебница вода».
Выполнила: Коваленко Т.Н.
Москва 2016г
« Эта волшебница- вода»
Цель - формировать экологическую воспитанность у детей старшего дошкольного возраста, активизировать мыслительно-поисковую деятельность по изучению свойств воды, активизировать словарь.
Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:
Образовательные:
-Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде;
-Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт без которого невозможна жизнь;
-Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
-Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов;
-Формировать представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот;
Развивающие:
-Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор;
-Совершенствовать долговременную память, непроизвольное внимание, наглядно- образное мышление;
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей;
- Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
- Активизировать словарь по теме: эксперимент, лаборатория, водопровод, учёные;
- Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
- Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
-Закреплять употребление существительных, прилагательных;
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
- Способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
Воспитательные:
-Прививать бережное отношение к использованию воды;
-Воспитывать желание заботиться о чистоте водоёмов;
Оборудование:
Раздаточный материал: 2 одноразовых стакана; полоска бумаги; кисточка; краска; блюдце; чашка (на одного ребёнка).
Демонстрационный материал: иллюстрации морей, озёр; правил обращения с водой.
Игровой персонаж – Капитошка; костюм для героя; капельки, вырезанные из картона; глобус.
Техническое обеспечение: музыкальный центр с записью бегущей воды; Место проведения: групповая комната.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
«Если на нос сели кляксы
Кто тогда наш первый друг
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба ,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без воды!»
Воспитатель: - Где встречается капелька воды?
Дети: - В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
(Звучит мелодия реки (А.Вивальди). Появляется девочка – Капелька) Воспитатель: - А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: - Я капелька, а зовут меня Капитошка.
Воспитатель: - А зачем ты к нам пришла?
Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе. Воспитатель: - У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички -капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
«Один, два, три, четыре, пять - будем капельки искать»
Воспитатель: - Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?
Дети: - Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима (приклеивают капельку).
Воспитатель: - А в аквариуме, живут капельки?
Дети: - Рыбки живут в воде, они без воды погибнут (приклеивают капельку).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевым режимом)
Дети: - В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
Воспитатель: - А как вы думаете, в игровом уголке мы можем приклеить капельку? Почему?
Дети: - Вода нужна,чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).
Воспитатель: - Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек - капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторите.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас вместе с Капитошкой в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Опыт №1. «Вода жидкость»
Капитошка: - Не понимаю, почему хлеб кладём в тарелку, сахар насыпаем в чай, а воду наливаем? Почему так говорят? Как проверить?
Предположения детей.
Воспитатель: - Перед вами 2 стакана :1 -с водой, другой –пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что происходит? Почему?
Вывод детей: - Вода льется. Она жидкая.
Опыт № 2. «Вода не имеет формы»
Воспитатель: -Будем мы сейчас играть воду в вазу, в стакан, в блюдце наливать.1,2,3- что же будет посмотри!
Капитошка: Я тоже хочу наливать воду в посуду разной формы. Для чего это нужно?
Воспитатель: - Обратите внимание: в вазе вода принимает форму вазы, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?
Вывод детей: - Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда куда попадает.
Опыт №3 «Вода прозрачная»
Капитошка: - Как вы думаете какого цвета вода? Как узнаем? Воспитатель: - На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа) Вывод: - Вода прозрачная.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратим прозрачную воду в цветную. Как это можно сделать? С помощью кисточки капнем в стакан с водой краску, и размешаем. Посмотрите, что произошло. Вода окрасилась, а значит - приобрела цвет.
Вывод: - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №4 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а воды?
( Предположения детей)
Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Ответы детей.
Вывод: - Вода не имеет вкуса.
Опыт №5 «У воды нет запаха»
Воспитатель: - Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. Как же проверить, чем пахнет вода? ( Предположения детей). Нужно понюхать воду.
Вывод: - Вода не имеет запаха.
Воспитатель: - Итог экспериментов– вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Перечислите их пожалуйста:
Дети:
- вода – это жидкость;
- прозрачность;
-нет формы;
- нет запаха;
- без вкуса.
Воспитатель: Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?
«Я и туча, и туман, и ручей, и океан
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)
«Бело покрывало на земле лежал, лето пришло, оно все сошло» (снег)
«В огне не горит, в воде не тонет» (лед)
«Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже ,тем дождик ближе» (облако ,туча)
«С неба пришел, в землю ушел» (дождь)
«Что вверх ногами растет?» (сосулька)
Воспитатель: - Вы хорошо работали, а теперь предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Капитошка: - Ребята, а что это такое круглое, синее? Мяч наверное?
Воспитатель: - Капитошка, да ведь это глобус – модель нашей планеты. Посмотрите на глобус. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? (соленую или пресную?)
Дети: пресную.
Воспитатель: Человек не может пить соленую воду, а её как раз на Земле больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например ,берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоёмы. Значит - воду надо беречь. А умеете ли вы беречь воду. Как?
Дети:
-Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.
-Если видишь, что из крана течет вода или он не исправный – закрой кран.
-Чистить зубы нужно не под проточной водой, а использовать стаканчик.
Воспитатель: - Молодцы! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках- капельках.
Что вам понравилось? С чем вы справились легко? В чем были затруднения?
(Ответы детей).
Капитошка: - Спасибо, ребята! Сколько нового и интересного вы рассказали о моих сестричках-капельках. За это я хочу подарить вам необычный подарок:
«Минеральная вода! Она полезная всегда.
Любим пить мы эту воду! Бережем свою природу!» (Угощает детей минеральной водой).
Воспитатель: - На этом наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...