Развиваем связную речь, учим детей пересказывать
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Попова Людмила Валерьевна

 С пяти лет начинается самый интересный период в развитии речи вашего малыша - этап бурного развития связной речи, а ведь и есть главная цель вашей совместной деятельности, научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_svyaznuyu_rech.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем связную речь, учим детей пересказывать
Уважаемые  родители!

 С пяти лет начинается самый интересный период в развитии речи вашего малыша - этап бурного развития связной речи, а ведь и есть главная цель вашей совместной деятельности, научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. Основные виды связного высказывания- рассказ и пересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец. Задача ребенка запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового речевого построения. Самостоятельный рассказ- высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а так же правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ- из диалога по поводу событий из личного опыта ребенка. Монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребенком все этапы этого развития.

Побольше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговор на разные темы, причем давайте ребенку сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не дайте ему понять, что вам не интересны его проблемы и увлечения. Ребенок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.

Родители имеют больше возможности развивать связную речь ребенка, разговаривая с ним по поводу прочитанных книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предполагающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивайте любые ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, высказывать свое мнение к персонажам сказок или рассказов. Умение ставить нужные вопросы придет к тому, кто захочет, чтобы ребенок правильно понял содержание. Добивайтесь понимания прочитанного текста, иначе, зачем вы и читаете его ребенку?

Главная опора при обучении пересказу- на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, которые могут быть не понятны, после первого прочтения Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопросов. После предварительной работы по уточнению смысла надо составить план пересказа. Делайте это путем подбора вопросов к тексту, задаваемых серией. Очень конкретных вопросов задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Главное ,чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные части текста между собой и не нарушил при пересказе последовательности событий.

Если текст небольшой по объему, ребенок может пересказать его полностью. Прочитав малышу текст, спросите его, о чем ,или о ком говориться в сказке, какие события происходили, понравилась ему сказка и ее главные герои? Затем попросите ребенка рассказать сказку мишке или кукле: « Мишка спал, пока я тебе читала сказку, не слышал ее. Расскажи, пожалуйста, ему подробнее все, что ты запомнил».

Большие тексты можно тоже пересказывать, но не полностью, а выборочно, найдя какой - нибудь особенно интересный отрывок.

Чтобы обучение пересказывать было подробным и плодотворным, важно прежде всего правильно отобрать тексты для пересказов. Произведения для пересказа должны быть доступны по размеру, учитывая особенности детского внимания и памяти.

В средней группе можно использовать для пересказа русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», рассказы: Я.Тайц «Поезд», ЕЧарушин «Курочка», Н. Калинина « Помощники». 
Перечень произведений для пересказа в старшей группе: Русские народные сказки «Лиса и рак», « Петух и собака», « Лиса и кувшин». Рассказы Л.Толстой «Пожарные собаки», Н Калинина «Разве так играют?»,   Лисята»,Н.Калинина « Про снежный колобок»,

Я.Тайц «Послушный дождик», В.Сутеев «Кораблик».

В подготовительной группе хорошо повторять сказки, которые дети пересказывали в предыдущих группах, и использовать новые произведения. Это русские народные сказки « Лиса и козел», « У страха глаза велики», « Как аукнется, так и откликнется». Рассказы К.Ушинский « Четыре желания», В. Бианки «Купание медвежат», Е. Пермяк « Первая рыбка», М. Пришвин «Еж», Л. Толстой « Белка прыгала с ветки на ветку».

Требования к пересказу ребенка

Требования к качеству пересказа должны быть самыми серьезными, чтобы был именно пересказ, а не вольная интерпретация.

Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования, которые надо предъявить с самого начала:

1.Осмысленность,т. е. полное понимание текста.

2.Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных нарушающих логику изложения, пропусков.

3. Последовательность.

4.Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами.

5.Правильный ритм, отсутствие длительных пауз.

6.Культура устного рассказа в широком смысле слова; правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Все эти требования взаимосвязаны, нельзя опускать ни одного из них.

В чем же проявляется усложнение качества пересказов детей?

Прежде всего, качество пересказов повышается: они становятся длиннее, выразительнее, осмысленнее. Ребенок 4-5 лет при передаче текста по смыслу заменяет слова, особенно мало знакомые на известные, а ребенок 6-7 лет уже заменяет целые предложения.

Структура занятия по пересказу

Работа с ребенком может состоять из следующих этапов:

1.Вводная беседа. Она настраивает детей на восприятие произведения, выявляет и уточняет их представления. Можно организовать рассматривание художественных иллюстраций.

2.Чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и помогая детям определять свое отношение к героям и событиям.

3.Беседа по содержанию и форме произведения. С помощью вопросов родитель выясняет, как ребенок понял содержание, что узнал нового, как представляет себе основные черты главных героев.

4.Повторное чтение литературного текста. Перед чтением ребенку дается установка слушать внимательно, запоминать содержание.

5.Пересказ произведения ребенком. Это основной этап работы. Родитель следит, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как развивать связную речь у детей"

Методическая разработка по развитию связной речи у детей...

Развиваем связную речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Консультация для воспитателей для развития связной речи...

Развиваем связную речь у детей

Заботливые родители рано  начинают читать своим малышам  детские  рассказы, стихотворения и сказки.Но чтобы речь малыша стала правильной,выразительной и яркой одного только чтения детск...

«Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».

Предлагаемое понедельное планирование поможет воспитателям совместно с ло­гопедом организовать и провести эффективную коррекционную работу в подготови­тельной к школе логопедической группе для...

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ — УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ- УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ....