Использование технологии Триз в речевом развитии детей
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Актуальность темы: Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому особое внимание следует уделять развитию речи дошкольников, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делая ее более целенаправленной и осознанной. Я считаю, чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности детей является метод ТРИЗ- теория решения изобретательских задач.
Целью технологии является не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитание творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Основой работы с детьми по этой технологии является педагогический поиск, т. е. мы не даем готовые знания, и не раскрываем истину, ребенок должен находить ее сам. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Чему мы и учим своих детей. В процессе НОД используются методы: поиска истины и сути, выявление противоречий в объекте, разрешение противоречий, изобретательство, решение сказочных задач, выход из сложных ситуаций и т д. Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети учатся находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческое, оригинальное. Дети не стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение.
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
с использованием технологии ТРИЗ.
Пересказ рассказа «Четыре желания»
(по К. Ушинскому)
Цель:
Учить детей связному последовательному пересказу текста с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
- Формировать действия целенаправленного восприятия текста.
- Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
- Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
Оборудование:
Картинки с изображением времен года; графические схемы для пересказа; поднос с подарками; фишки; мяч.
Ход занятия.
- Игра с мячом в кругу « Про что так можно сказать?» .
(воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку.
Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю).
Воспитатель: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
Воспитатель: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
Воспитатель: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
Воспитатель: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)
После игры воспитатель приглашает детей сесть за столы.
-Игровое упражнение «Отгадай загадку».
Загадки
Прошла по лугам, по лесам, по полям
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!»
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением Осени.
Тётушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением Зимы
Воспитатель: А зима – это Хорошо или плохо? (Объяснения детей)
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Ответы детей.
Выставляется картинка с изображением весны
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением лета.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, нам доставили посылку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые « прислали» времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?
Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, ёлочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки) дети определяют, от какого времени подарки.
Воспитатель: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?
Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К.Д.Ушинский.
-Чтение рассказа.
Беседа с детьми:
Воспитатель:
- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года).
- Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)
- Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)
- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
- Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)
- Почему рассказ называется “Четыре желания”? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)
- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему!)
Словарная работа (работа по тексту).
Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
- Что означает слово румяный? (красный, алый).
- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
- Что значит, восторг? (веселье, радость).
Воспитатель: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Физкультминутка
Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!
Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики.
Ребята, вы хорошо запомнили рассказ?
Предлагаю вам мысленно нарисовать картинки к рассказу.
Составление модели к тексту.
Воспитатель: Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам нужно запомнить рассказ, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также мы будем выделять самое главное, о чем говорит в рассказе автор и выставлять соответствующие картинки на мольберте.
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Итак, слушайте начало рассказа.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Дети выбирают соответствующую началу рассказа картинку и выставляют на мольберт.
Воспитатель: Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Дети выбирают соответствующую этой части рассказа картинку и выставляют на мольберт
Воспитатель: Слушайте дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
А что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.
Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.
Воспитатель: Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?
Воспитатель: При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.
Дети пересказывают рассказ по частям.
А кто хочет рассказать историю с начало до конца?
Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше. Давайте сравним:
Погода теплая, а наоборот — холодная
Осень ранняя, а наоборот — поздняя
Облако белое — туча черная
День длинный, а наоборот — короткий
Вода замерзает, а лед — тает
Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
День грустный, а наоборот веселый
Настроение плохое, а наоборот — хорошее
Урожай маленький, а наоборот - большой
Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. У вас на столах по два смайлика. Если вам понравилось заниматься, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик. ( дети выбирают и поднимают смайлики).
Список используемой литературы:
1. Корякина Л..В Весёлые физминутки// Дошкольное воспитание.1996-№5
2. Аджи А.В.К Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ.
3. Популярное пособие для родителей и педагогов. 1000 загадок. - Ярославль: Академия развития 2000г.
4. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада.
5. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание 5-7 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...
Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...
Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...
Методические рекомендации по использованию технологий ТРИЗ в физическом развитии детей дошкольного возраста
ТРИЗ – теория развития творческой личности.В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творч...
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии детей с ОНР
Речь ребенка как важнейший инструмент общения и познания окружающего мира должна быть живой, эмоциональной, интонационно выразительной. Полноценное посторенние связного высказывания требует умения пол...
Использование технологии ТРИЗ- в речевом развитии дошкольников 5 года жизни
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия - все это формируется у р...
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых соб...