Использование технологии ТРИЗ- в речевом развитии дошкольников 5 года жизни
презентация к уроку (средняя группа)
• монологическая речь плохо развита;
• небольшой опыт рассказывания текстов;
• дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
- Выслушивать каждого желающего.
- Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
- Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
- Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
- Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологии ТРИЗ- в речевом развитии дошкольников 5 года жизни | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников: • монологическая речь плохо развита; • небольшой опыт рассказывания текстов; • недостаточный активный словарь; • дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребенка, что препятствует успешному развитию диалогической речи . В связи с этим, для развития речи детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ – педагогики Генриха Сауловича Альтшуллера .
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мылить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. В работе с детьми, по данной технологии педагогам нужно придерживаться следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
Занятия я провожу таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер; Использую специальную Игрушку – героя занятия – щенка ТРИЗора , который «помогает » мне. От лица ТРИЗора задаю проблемные вопросы и провожу обучающие диалоги по теме занятия. В конце занятия подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа: Чем занимались ? Что нового узнали? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим , связав содержание занятия с последующими , режимными моментами .
В своей группе я использую следующие методы технологии ТРИЗ : • Использование многофункциональной дидактической игры "Кольца Луллия " • Обучение детей творческому рассказыванию по картине . • Работа с противоречием. • Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок . • Обучение детей сочинительству и словотворчеству. • Обучение детей составлению текстов сказочного содержания. Хочу В ам расскажу о некоторых из них .
Первый метод – это использование, на мой взгляд, очень интересной многофункциональной дидактической игры "Кольца Луллия " (её ещё называют "Волшебными кругами Луллия ) мы с детьми с большим удовольствием играем в нее. Считаю, что кольца Луллия можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников. А именно как тренажёр для познания русского языка и окружающего мира в их взаимосвязи. Применение многофункциональной дидактической «Круги Луллия » помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу Пособие «Кольца Луллия » можно использовать не только в речевом развитии детей, но и на занятиях ознакомления с окружающим миром, математика и др., а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей ).
Д/и «Угадай чей хвост ?» Д/и «Соотнесение количества предметов с нужной цифрой» Многофункциональная дидактическая игра «Круги Луллия »
Дидактическая игра «Круги Луллия » «Угадай, чья тень?» Цель игры : • Учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты методом наложения. • Закреплять знания детей о космосе . • Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчив ости.
Следующим методом является: Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Работа с серией картинок не только учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий. Но эта работа формирует понимание того , что любое событие в жизни имеет обязательное условие: • место действия; • время действия; • наличие действующих лиц; • наличие других лиц , предметов обстановки: • признаки действия или взаимодействия объектов с определенной целью; • наличие результата .
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания для этого метода я использую следующий алгоритм построения тренинга: * Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо картинки или игрушки. * Задается вопрос детям, ответ на который ребенок находит в «В шкатулке со сказками» (достает картинку или игрушку). * Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию. * Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Прошу детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали (выведение алгоритма вопросов). *Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка , аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). * Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей Снимается чувство скованности Преодолевается застенчивость Развивается воображение, речевая и общая инициатива Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...
Использование элементов технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников и младших школьников.
Это методика формирования у дошкольников классификационных навыков , методика «Объект – имя признака – значение признака» , типовые приёмы фантазирования (далее - ТПФ). Система...
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых соб...