конспек занятий
план-конспект занятия по развитию речи ( группа) на тему

Лущенко Ольга Юрьевна

Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

«Весенняя сказка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_novye.docx777.88 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

«Весенняя сказка».

Программные задачи:

1. Учить детей составлять сказку на предложенную тему, передавая особенности сказочного жанра.

2. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным вопросам.

3. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные словообразования.

4. Развивать графические навыки и творческие способности.

Материалы и оборудование: игрушка «Солнечный зайчик»; сказочное панно «Лесная полянка»; карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору.

Предварительная работа: знакомство с различными видами насекомых и их особенностями; коллективное составление сказочного панно «Лесная полянка»  с использованием различных материалов (нити, ткань, пенопласт, измельчённые ракушки).

Ход занятия.

Под речевое сопровождение «Месяц по небу ходил…» дети собираются в круг и садятся на ковёр.

Воспитатель: Прислушайтесь, ребята… Вы ничего не слышали? Кто это прошагал так тихо за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла Весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Давайте придумаем определение к слову «весна». Какая она? (дети: тёплая, красивая, добрая, ранняя, ласковая и т.д.).О чём можно сказать «весенний»? (дети: ручей, дождь, день, лучик и т.д.).А о чём можно сказать «весенняя»? (дети: лужа, капель, проталинка, вода, река и т.д.).А что можно назвать словом «весеннее»? (дети: облако, настроение, солнце, небо, утро ит.д.).

Молодцы, ребята! Вот сколько хороших и красивых слов вы вспомнили!

        А вы знаете, к нам в гости сегодня кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик (появляется игрушка «солнечный зайчик»). Сейчас он прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в сказочников! (Солнечный зайчик подходит к каждому ребёнку и гладит его по голове или здоровается, подавая лапку).

Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? А поможет нам сочинить сказку волшебное блюдо ( блюдо с яблоком на нём). Подходите, ребята. Давайте прикоснёмся руками к яблоку и произнесём волшебные слова:

Ой, весна моя, ты весняночка.

                   Из-за тёмных лесов,

                                 Из-за синих морей приходи,

                                                                       Солнцем, светом озари.

                                                                         В нашу сказку ты войди.

Ты, яблочко волшебное, катись!

                                                                          Наша сказка расскажись!

Молодцы, присаживайтесь.

Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери, насекомые… На нашем волшебном блюде кто-то поселился. Посмотрим, кто это? (предложить одному ребёнку открыть карточку лежащую на блюде). Кто это. Ребята? Правильно, муравей. А давайте дадим ему имя? (дети предлагают варианты имён). Хорошо, нашего муравья будут звать Кузя и сказка будет называться «Муравей Кузя». А с каких слов начинается сказка? (дети: жили-были, в некотором царстве и т. д.).  Итак, мы начинаем….

        «Жил-был Муравей. И звали его Кузя. Очень не любил наш Кузя трудиться, и когда все остальные муравьи ранним утром принимались за работу, Кузя всячески старался увильнуть от  дел, вот и в это утро он спрятался за старый пень. (Помещаем муравья на панно, за пень).

Посидев недолго, ему стало скучно одному и он отправился на поиски друзей. Дойдя до цветущей поляны Кузя увидел… Кого? Давайте откроем следующую карточку и узнаем.(ребёнок поднимает карточку с блюда). Конечно, он увидел порхающую бабочку (ребёнок прикрепляет бабочку на полянку). Давайте опишем бабочку, какая она? Что она делала на полянке? (ответы детей: разноцветная, пёстрая, красивая.Собирала нектар с цветов). Кузя предложил ей поиграть, но она отказалась. Как вы думаете, почему? (дети: ей нужно было трудиться).

Вздохнув, Кузя отправился дальше. Среди высокой травы он нечаянно запутался в паутине. (Переставить муравья к паутинке). Откуда же кругом столько паутины? (Ответы детей).Давайте, опишем паучка, какой он? (дети: трудолюбивый, прожорливый.И т.д.).Чем занимался паучок? (ответы детей). Правильно, молодцы! Кузя предложил ему поиграть, но паучок сказал, что ему нужно сплести ещё много паутины. И Кузя опять остался один и отправился дальше. Он не заметил, как дошёл до цветущего вишнёвого сада и удивился, увидев ярких насекомых на каждой веточке. А что же это за насекомые? Давайте посмотрим следующую карточку. Да, это были божьи коровки. Кузя также предложил им поиграть с ним, но они отказались.

И тут Кузя задумался, почему же никто не стал с ним играть? А вы, ребята, как думаете? (ответы детей). Правильно, все насекомые были заняты делом, они трудились. И наш Кузя решил исправиться, но оглянувшись кругом он обнаружил, что заблудился. Как же ему вернуться домой? Я предлагаю вам сейчас пройти за столы и нарисовать дорожки, по которым Кузя вернётся домой.

         Дети садятся за столы, где каждому ребёнку предложен графический рисунок, который нужно повторить в тетради. Пока дети выполняют задание под спокойную музыку, воспитатель возвращает Кузю к муравейнику.

         Ребята, давайте посмотрим, вернулся ли Кузя домой? Да, конечно вернулся. И даже в народе есть пословица о труде, которая очень подходит к нашей сказке. Какая это пословица? Дети: «Делу время – потехе час». (Объясняют значение пословицы).

Молодцы, ребята! Понравилась вам наша сказка? А кто-нибудь сможет самостоятельно рассказать всю сказку? (предложить любому ребёнку рассказать сказку). Очень хорошо, вы все сегодня потрудились на славу. А теперь нам пора попрощаться с «Солнечным зайчиком».

С.З.: Ну что ж, ребята, я возвращаюсь к своему солнышку, но буду наблюдать за вами и за муравьём Кузей, чтобы никто из вас не ленился. Хорошо?   До свидания!    

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

1. Связная речь:

  • Учить детей сочинять нелепицы про козла и лису;
  • Помочь придумать другую концовку к сказке “Лиса и козел”, используя условные заместители для обозначения персонажей;
  • Знакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
  • Учит озаглавливать, выделяя смысл каждой части;
  • Знакомить с жанровой особенностью сказок: приемом тройственности;
  • Развивать умение брать на себя роль придуманных персонажей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц.

2. Грамматика:

  • Знакомить с термином “предложение”;
  • Упражнять в построение предложения, замене слов в предложении.

3. Словарь:

  • Учить подбирать образные выражения к придуманным героям (зайцу, мышке);
  • Подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, браниться).

4. Звуковая культура речи:

  • Добиваться четкого произношения слов, включая звук (з), в скороговорки про козла
    (Девочка везла на возу козленка, козла и козу);
  • Упражнять в произнесении скороговорки в медленном и быстром темпе;

5. Развивать воображение, мышление и творческую активность. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к народным сказкам, красоте родного языка.

Словарная работа: горюет; зазеваться; бранится; зачин; середина; концовка; сказочники; норушка; попрыгайчик; зайчик – побегайчик; длиннохвостый; короткохвостый; небылица; предложение; слово; звук.

Предшествующая работа воспитателя:

  • Разработка и составление конспекта.
  • Подбор художественного слова (р.н.с. “Лиса и козел”); скороговорка; стихотворение “В мире много сказок”
  • Музыкальный материал к зтюдампсихогимнастики на выражении отдельных эмоциональных состояний.
  • Подбор музыкальных произведений:
  • Изучение литературы:
  • Бородич А.М “Методика развития речи детей”.
  • Ворошина “Обучение творческому рассказыванию” / Д/В № 2 1991 г.
  • Васильева М.А “Программа воспитания и обучения в детском саду”.
  • Вераксы Н.Е “От рождения до школы”.
  • Габова Р.И “Методика обучению пересказа детей старшего дошкольного возраста”.
  • Короткова Э.П.“Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию”.
  • Леушина А.М “Развитие связной речи у дошкольников”.
  • “Развитие речи детей дошкольного возраста”/ Под.ред. Ф.А.Сохина.
  • Смольникова Н.Г. “Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников”.
  • Селиверстов В.И “Речевые игры детей дошкольников”.
  • Ушакова О.С.“Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду”.
  • Ушаковой О.С. “Занятия по развитию речи в детском саду”.
  • Ушаковой О.С. “Развитие речи и творчества дошкольников”
  • “Хрестоматия для дошкольников”. / Под ред.Л.М Гурович; Л.Б Береговая.
  • Чисякова М.И “Психогимнастика”.
  • Шорохова О.А. “Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста”.
  • Эльконин Д.Б. “Развитие речи дошкольного возраста”.

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение и пересказ р.н.с. “Лиса и козел” с использованием условных заместителей персонажей сказки.
  • Проведение игры-драматизации р.н.с. “Лиса и козел”
  • Проведение пантомимических этюдов по содержанию литературного текста.
  • Проведение дидактических игр “История в картинках”, “Длинная история”, “Что сначала, что потом”, “Составь рассказ по картинке”, “Сложи и расскажи”, “Знаешь ли ты сказку?”, “Занимательное путешествие”, “Речевые кубы”
  • Дыхательная гимнастика “Дровосеки”, “Пильщики”, “Петушок”, “Насосы”, “Дифференцированный носовой и ротовой выдох”.
  • Артикуляционная гимнастика “В гостях у бабушки с дедушкой”.
  • Проведение речевых игр “Исправь ошибку”, “Живые слова”, “Это правда или нет”, “Когда это бывает”, “Наоборот”, “Игра в художники”, “Подбери картинку к выражению”, “Распутай небылицу”, “Фантазеры”, “Опиши предмет”, “Скажи точнее”, “Кто больше увидит”, “Рассказ Незнайки”.
  • Индивидуальная работа:
    продолжать работу по развитию связной монологической речи старших дошкольников, охватывая разные стороны речевого развития:
    1. Связная речь: построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц.
    2. Словарь: уделять особое внимание правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
        Осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности.
    3. Грамматика: конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.
    4. Звуковая культура речи: выразительное интонирование, четкая артикуляция.

Индивидуальная работа на занятии: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению сказки; добиваться правильных и полных ответов; обратить внимание па правильное произнесение окончаний в словах; добиваться при рассказывании сказки выразительного исполнения диалогов действующих лиц; использовании разных типов предложений; добиваться отчетливого произнесения скороговорки в разном темпе.

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент “Встреча со сказочницой” (30 с.).
2. Дыхательная гимнастика (1 мин.).
3. Полет на ковре самолете. Художественное слово (стихотворение “В мире много сказок”). (1,5 мин.)
4. Беседа и составление схемы сказки (4мин.).
5. Придумывание концовки сказки (5 мин.).
6. Психогимнастика “Пантомимические этюды” (2 мин.).
7. Придумывание небылиц про героев сказки. Игра “Замени слово” (5 мин.).
8. Произнесение скороговорки в разном темпе.(2 мин.).
9. Прощание со сказкой. Подведение итогов. (1 мин.).
10. Прощание с детьми. Полет на ковре-самолете (30 с.).

Оборудование:

  1. Модели животных – 2шт. (лиса, козел).
  2. Модель колодца – 1шт.
  3. Модели елок, дерева – 3шт.
  4. Модели пеньков – 2шт.
  5. Фланелеграф.
  6. Мольберт.
  7. Схемы упражнений на дыхание – 2 шт.
  8. Схемы медленного и быстрого темпа – 2 шт.
  9. Схемы колодца – 3 шт.
  10. Фигуры-заместители персонажей сказки – 6 шт.
  11. Ковер-самолет.
  12. Костюм сказочницы Василисы.
  13. Магнитофон.

Организация детей:

http://festival.1september.ru/articles/605681/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/605681/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/605681/img3.gif

(Дети заходят в музыкальный зал.)

(Воспитатель, нарядившись сказочницей, встречает детей у дверей).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сказочница Василиса из волшебной страны сказок. Рада приветствовать вас мои юные друзья! А вы любите сказки? (Ответы детей.) Тогда я приглашаю вас в сказочное путешествие на ковре-самолете. Нужно подготовиться к полету, выполним упражнения на дыхание.

(Воспитатель на мольберте показывает схемы упражнений.)

Воспитатель: Упражнения выполняем по три раза.
Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.
Затем глубокий вдох носом и выдох носом.

Воспитатель: Перед вами ковер-самолет, садитесь на него и полетим.

(Дети садятся на ковер.)

Воспитатель: Вот теперь все готовы! Отправляемся в полет.

(Звучит спокойная мелодия.)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Ваша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю заходи.

Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказочную страну. Проходите гости дорогие.

Посмотрите как красиво кругом!

(Подходим вместе с детьми к поляне, где видим изображение козла и лисы, которая выглядывает из колодца.)

Как вы, думаете в какую сказку мы попали с вами?

Дети: “Лиса и козел”.

Воспитатель: Молодцы, ребята сразу догадались, в какую сказку мы попали. О чем это сказка?

Дети: О хитрости и глупости. Лиса хитрая, козел глупый. Лиса его обманула, перехитрила.

Воспитатель: Чему учит эта сказка?

(Дети высказываются.)

Воспитатель: К этой сказке подходит пословица: “Век живи, век учись”.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните после полета.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Какие слова в сказке вам больше всего понравились? /ответы детей/.

Воспитатель: Послушайте, какое интересное слово “горюет”. Как можно сказать по другому?

Дети: Печалится, грустит.

Воспитатель: Бранится…

Дети: Ругаться.

Воспитатель: На ворон зазеваться…

Дети: Быть невнимательным.

Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Начало в сказке называется зачином. Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке?

Дети: Спасение козла.

(Воспитатель предлагает фланелеграф, разделенный на три части, на каждой из них схематично изображен колодец.)

Воспитатель: Дима поставь необходимые в каждой части сказки фигурки-заместители, обозначающие героев сказки (лиса – оранжевый круг, козел – серый вытянутый треугольник, хозяин – черный прямоугольник).

Воспитатель: Ребята, кто придумывает сказки?

Дети: Сказочники.

Воспитатель: Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку сказки “Лиса и козел”,но так, чтобы козел встретился с другими героями: зайцем, мышкой и мальчиком Петей.

Воспитатель: Как в сказках называют зайчика?

Дети: Зайчик – побегайчик, попрыгайчик.

Воспитатель: Какой зайчик?

Дети: Серенький, длинноухий, короткохвостый.

(Воспитатель одновременно показывает фигуры-заместители новых персонажей:
мышка – серый маленький треугольник с волнистой чертой;
заяц – белый перевернутый треугольник; Петя – синий прямоугольник).

Воспитатель: Как в сказках называют мышку?

Дети: Норушка.

Воспитатель: Какими словами можно сказать про мышку, какая она?

Дети: Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком.

Воспитатель: Фигурки для новых героев сказки мы с вами подобрали

(Фигурки – заместители старых персонажей на фланелеграфе воспитатель убирает.)

Воспитатель: Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так и будет в нашей сказке. Концовка должна быть веселой, интересной, короткой и законченной.

(Дети сочиняют, выкладывая на фланелеграфе фигурки – заместители.Заслушиваются 2–3 новых концовок сказки “Лиса и козел”.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, конец сказки у каждого получился веселым, забавным и интересным. Вы настоящие сказочники!

Воспитатель: Приглашаю вас на ковер-самолет немного отдохнуть и поиграть. Давайте, изобразим героев сказки.

(Звучит музыка.)

(Пантомимические этюды “Злость”, “Горе”, “Радость”, “Глупость”, “Хитрость”.Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.)

Воспитатель:Персонаж сердиться: скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняем вниз;
Радуется: улыбаемся, покачиваем головой, выполняем пружинку;
Горюет: подставляем ладошки к щекам, прикрываем глаза, вздергиваем брови под углом, опускаем голову;
Глупый козел: сделайте удивленные, круглые глаза; перешагивание с ноги на ногу;
Хитрая лиса: прищуриваем глаза, делаем повороты туловищем.

Воспитатель: Поиграли, повеселились, садимся на стульчики. Ребята, что можно придумывать кроме сказок, рассказов.

Дети: Частушки, загадки, стихи, небылицы, путаницы, нелепицы.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличаются небылицы от сказки?

Дети: У сказки есть зачин, середина, концовка, а небылица состоит из одного предложения.

Воспитатель: Игра в сказочников продолжается. Давайте придумаем небылицы про героев сказки.

(Ответы детей.)

Сколько слов в предложении? Кто хочет быть словом?

(Вызываю по желанию детей, называя их по словам.)

Воспитатель: Ребята, как можно распутать нелепицу?

Дети: Надо заменить слова?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Замени слово”. Какие слова здесь можно заменить?

(Ребенок назвавший новое слово, меняется местами с другим ребенком.)

Воспитатель: Что получилось, какое предложение?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте придумаем другую нелепицу про лису. Как ее можно распутать? Какие слова можно заменить.

Воспитатель: Ребята, вы настоящие сказочники! Столько интересных небылиц придумали. Понравилось вам придумывать небылицы?

Дети: Да!

Воспитатель: Послушайте скороговорку: “Девочка везла на возу козленка, козла и козу”. Какой звук чаще встречается в этой скороговорке?

Дети: (з).

Воспитатель: Произнесем скороговорку в быстром и медленном темпе. Внимательно смотрим на схемы.

(Воспитатель показывает схему с изображением самолета – дети произносят скороговорку в быстром темпе; воспитатель показывает схему с изображением черепахи – дети произносят ее медленно.)

Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке закончилось. Понравилось ли вам игра в сказочников?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы все были прилежными учениками и справились со всеми заданиями. Придумали интересные, веселые концовки и сочинили забавные небылицы про героев сказки. Чтобы вы запомнили это путешествие, я хотела бы вам подарить одного из героев сказки – мышонка. Пусть эта частичка сказки сохранится у вас на долгую память.

(Воспитатель раздает мышат каждому ребенку.)

Воспитатель: Пора возвращаться домой. Садитесь поудобнее на ковер-самолет.
Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Приятно было с вами пообщаться. Большое спасибо.

В добрый путь мои юные друзья. До свидания! До скорых встреч!

«В гостях у сказки». Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование связной речи.

Задачи: учить диалогу между двумя партнерами с помощью игрового упражнения «Интервью». Закрепить умение подбирать определения к сказочному персонажу. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (удовольствия). Воспитывать чувство сострадания к сказочному персонажу.

Оборудование: сказочные сюжеты, предметные картинки, шаблон микрофона.

Воспитатель:

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

«В гостях у сказки». Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: конечно же, все вы любите сказки. О них мы и поговорим сегодня. Они бывают народные и авторские; бытовые (рассказывающие о жизни людей, волшебные, сказки о животных, сказки-загадки.

Скажи, а какими словами начинаются сказки?

Дети: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, а было то в стародавние времена и др.

Вопитатель: какими словами, заканчиваются?

Дети: вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. И жили они долго и счастливо и др.

Воспитатель: предлагаю начать занятие с разминки. Подберите каждому герою подходящее отчество, фамилию или прозвище.

Лиса (Патрикеевна)

Иван (Царевич)

Мальчик (С пальчик)

Старик (Хотабыч)

Марья (Искусница)

Кощей (Бессмертный)

Василиса (Премудрая)

Кикимора (Болотная)

Мышка (Норушка)

Лягушка (Квакушка)

Петушок (Золотой гребешок)

Бычок (Смоляной бочок)

Зайчик (Побегайчик)

Змей (Горыныч)

Карабас… (Барабас)

Воспитатель: ребята, чем отличаются сказки от других произведений?

Дети: в сказках всегда есть волшебство. В сказках добро побеждает зло.

Воспитатель: назовите сказочные предметы, вещи, которые встречаются в сказках и помогают сказочным героям.

Дети: ковер-самолет, шапка-неведимка, волшебное кольцо, волшебный сундучок, волшебное зеркальце, волшебная книга, сапоги скороходы и т. д.

Воспитатель: дети, мы вспоминали сказочных героев, предметы, напрягали свою память, поэтому предлагаю, немного отдохнуть.

Этюд «Золотые капельки» (для детей 5-6 лет) .

Ситуация. Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лучах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь. Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Воспитатель: посмотрите, пока вы отдыхали, кругом нападали золотые капельки.

Давайте мы с вами соберем волшебные капли в сказочный сосуд. А чтобы поднять капельку и положить в сосуд, вспомните и назовите сказочного героя, в названии которых, есть два слога.

Дети: лиса, Маша, гуси, медведь, репка…

Воспитатель: в сказках, особенно в русских народных, встречается такой яркий персонаж, как Баба Яга, а также ее жилище – избушка на курьих ножках. Вспомните, какие слова надо произнести, чтобы избушка повернулась.

Дети: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом».

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-80585-1398567742.jpg

Воспитатель: посмотрите, чья-то тень?

Дети: Бабы Яги.

Воспитатель: как вы догадались?

Дети: у нее горб, метла, лохматая, ступа.

Воспитатель: выставляет картинку сердитой Бабы Яги. Подберите слова-признаки.

Дети: злая, сердитая, горбатая, хитрая, старая.

Воспитатель: ребята, а ведь она тоже женщина. Ей хочется слышать добрые, ласковые слова. Давайте еще раз подберем слова-признаки.

Ответы детей. Появляется картинка веселой Бабы Яги.

Воспитатель: она такая счастливая, что ей хочется вместе с вами выполнить физминутку «В темном лесу есть избушка».

В темном лесу есть избушка. (дети шагают)

Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет) (грозит пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят). (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Воспитатель: понравилось бабуле у нас и она просит вас выполнить еще одно задание, которое называется «Интервью». Вам нужно взять интервью у своей подружки или друга, которые на некоторое время превращаются в сказочного героя. Одни дети берут интервью, а другие выбирают сказочного героя, который им больше всего нравится. (Диалог между двумя партнерами, изображающими кого-то, что-то) .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-80585-1398567811.jpg

Ты кто?

Как тебя зовут?

Из какой ты сказки?

Нужна ли тебе помощь?

А есть ли у тебя друг?

На каком языке ты разговариваешь? И другие вопросы, которые дети придумывают сами.

Воспитатель: дети, вам понравилось. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

«В стране цветов»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Уточнять и закреплять знания и представления детей о цветах, местах их произрастания, этапах роста и развития цветка, активизировать использование в речи детей их названия. Обогащать активный словарь детей словами – признаками и словами - действиями, характеризующими цветок на том или ином этапе его развития. Упражнять в образовании и употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с числительными.
Упражнять в составлении изображения из геометрических фигур. Развивать связную речь путем обучения детей составлению рассказа по серии предметных картинок. Развивать зрительное восприятие и память, зрительно-моторную координацию, слуховое внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к живой природе, к цветам, желание любоваться их красотой.

Оборудование: предметные картинки с изображением садовых и полевых цветов; картинки леса, луга, сада; слайды: Флора – богиня цветов, садовник, эльф, ветер, первоцветы; репродукции натюрмортов с цветами; аудиозапись шума ветра, музыкального произведения «Вальс цветов»; колокольчик; набор геометрических фигур.  

Ход занятия

Звучит музыкальное произведение П. И Чайковского «Вальс цветов».
Педагог: — Послушайте, какая чудесная музыка звучит. Нравится вам эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает?
(Ответы детей)
— Это музыкальное произведение написал композитор П. И. Чайковский, а называется оно «Вальс цветов». Эта замечательная музыка приглашает нас с вами в самую красивую, пеструю, наполненную чудесными ароматами, волшебную страну цветов. Хозяйку страны цветов зовут Флора — богиня растительного мира.
— Вот мы оказались на красивой цветочной поляне. Нас встречают цветы, кивают своими головками. Эти цветы зацветают весной самыми первыми. Как они называются? (Первоцветы) Они будто здороваются с нами. Давайте и мы скажем «здравствуй» каждому цветку. (Каждый ребенок говорит приветствие какому либо цветку)
— Флора собрала букет цветов из разных мест, но налетел сильный ветер и разбросал все цветы. (Слайд с ветром) (Звуки ветра) Давайте поможем собрать их и вернуть на свои места.
Д/и «Что где растет?».
— А вот на этой полянке какие то цветы уронили свои лепестки. С каких цветов могут быть эти лепестки?
Д/и «С какого цветка лепесток» (Синий - …василек, белый - …ландыш, ромашка; красный - …роза, тюльпан; фиолетовый - …фиалка, колокольчик, желтый - …нарцисс, одуванчик, мать-и-мачеха. )
— Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова. Давайте скажем им эти слова. Какие цветы? (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие)
— В корзинке Флоры есть слова, которые помогут вам узнать, что может делать цветок, что с ним происходит. Это слова – действия. Я буду называть слова – действия, а вы найдите картинки, к которым они подходят: вырос, потянулся, расцвел, улыбнулся, засиял, поник, увял…
— Используя такие слова, можно составить рассказ о жизни цветка. Я начну, а вы продолжите. (Сквозь землю пробивается трепетный цветок. Он потянулся изо всех сил к солнышку. Цветок расцвел, раскрыл свои красивые лепестки. Улыбнулся солнцу, земле, людям. Долго радовал он своей красотой. А потом поник, опустил головку и увял.)

Зрительная гимнастика.
Посмотри-ка на ребят,
Теперь на небо — там птички летят.
Внизу, по травке, жук ползет,
А слева — деревце растет.
Направо — алые цветы,
Закрыв глаза, понюхай ты.
Над ними бабочка кружит,
С ней рядом шмель
Большой жужжит.

— Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (Ответы детей) В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость.) В чем — плохое? ( Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.) Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого) Какими цветами лучше любоваться? (Теми что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе.)
Ребенок читает стихотворение:

Нам нужно над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать их и топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо свое им показать.

— А если вы хотите украсить свой дом букетом цветов, то лучше использовать для этого цветы, специально выращенные в теплицах или в саду. Добрый садовник из волшебной страны цветов вырастил в своем саду разные цветы и сделал из них букеты. Какие? Назовите сами.
Д/и «Назови букет».
— А количество цветов в букете вы узнаете, если внимательно послушаете. Сколько раз прозвенит колокольчик, столько цветов в букете.
Д/и «Сколько цветов в букете?»
— Красота цветов всегда во все времена вдохновляла музыкантов художников, поэтов, сказочников на создание музыкальных произведений, картин, стихов, сказок. Какие сказки о цветах вы знаете? Прочтите стихи о цветах. Назовите произведения живописи, которые вы видите. К какому жанру живописи они относятся? Вспомните, какое музыкальное произведение вы слушали в начале занятия? Какой композитор его написал?

Рефлексия «Букет настроения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек занятия по ФЭМП

Закрепить навыки счета в пределах 5, используя природный материал. Упражнять в сравнении предметов, на глаз по длине и ширине. Продолжать упражнять в определении направления от самого себя (впереди, с...

Конспек занятия развития речи

Цель: Продолжать знакомить детей с потешками. Формировать интерес к устному народному творчеству....

Конспек занятия по ознакомлению детей с окружающим миром "Подарок Земли"

На занятии дети познакомятся  со свойствами глины закрепять умения  обследовать глину,называть её  свойства и особенности. Дети узнают как добывают глину, как она используется человеком...

Конспек занятий по сенсорному воспитанию "Матрешкины подружки"

Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по раз­меру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками....

Конспек занятий по сенсорному воспитанию "Наведем порядок"

Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, розовый — сирене...

Конспек занятий по сенсорному воспитанию "Наведем порядок"

Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, розовый — сирене...

Конспек занятий по сенсорному воспитанию "Подбери к своему цвету"

Закреплять умение различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку....