конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Самарина Светлана Юрьевна

1.Активизировать лексический материал по темам «Зима», «Весна».

2.Учить детей размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи.

3. Формировать навык связного последовательного пересказа с использованием графических схем.

4.Воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию связной речи (обучение пересказу с опорой на графическую схему).

Задачи:         

1.Активизировать лексический материал по темам «Зима», «Весна».

2.Учить детей размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи.

3. Формировать навык связного последовательного пересказа с использованием графических схем.

4.Воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за приметами ранней весны в природе, чтение стихов о весне, разучивание физкультминутки «Сосулька», загадывание загадок о весне.

Оборудование: Письмо, зеленое поле, подснежники на магнитах, картинки о весне, коробка с графическим изображением мальчика, графическая модель рассказа «Сосулька»,

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.

Воспитатель:

- Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдоль тропинка зовет.

Воспитатель: Весна долго шла к вам через зимние вьюги, холодные ветра и   снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне.  Посмотрите, какая полянка, но цветы на ней не распустились. За   каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать подснежник, а вы будете украшать полянку нашу и мы посмотрим, какой она станет.

Дети: - Веселая, красная, добрая, солнечная… и т.д.

Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая стала наша полянка.  Значит, вы знаете очень много слов, о весне.              

Выставляются картинки о весне.                                                                        

Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Воспитатель: Правильно ребята вы справились с заданием и много признаков весны назвали. А теперь наше путешествие продолжается. (воспитатель находит коробку)

 Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру.

Игра «Да-нетка»

- Посмотрите, у меня «Волшебная коробка». Хотите узнать, что в ней? Поиграем в игру «Да-нетка». Задавайте умные, интересные вопросы.

- Это живое? – Да.

- Живет в воде? – Нет.

- Живет на земле? – Да.

- Живет в лесу? – Нет.

- Живет дома? – Да.

- Это мама? – Нет.

- Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика)

Это мальчик Вова.

 Введение в тему, активизация словаря.

Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии)

Вова приготовил для вас загадку:

Днем оживает,

Ночью засыпает.

- На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).

- Предлагаю вам назвать красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая)

 Основная часть - пересказ рассказа «Сосулька» Чтение и составление графической модели рассказа без установки на запоминание.

- Ребята, хотите узнать, почему Вова загадал вам загадку про сосульку. Послушайте, какая история с ним приключилась.

Вова пошел гулять на улицу. На крыше висели сосульки. Вова отломил сосульку и начал сосать. Вечером у Вовы заболело горло. Мама вызвала врача. Врач дал таблетки и велел лежать.

Графическая модель рассказа «Сосулька»

  Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.

Беседа «Вопрос – ответ» по содержанию рассказа:

- Куда пошел Вова?

- Где висели сосульки?

- Что сделал Вова?

- Что заболело у Вовы?

- Кого вызвала мама?

- Что дал врач?

А теперь представим, что мы превратились в эти сосульки.

Физкультминутка «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз.  (Присесть.)

Шаловливые сосульки    (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться.   (Руками соответствующие движения.)

 Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь вспомним Вовин рассказ и попробуем рассказать его по цепочке. Я начну, и на кого покажу тот продолжает. Будьте внимательны!

Коллективный пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.

 Самостоятельный пересказ (опрос 2-3 детей)

 Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов)

- Ребята, вы рады, что весна наступила?

- А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

- Что плохо весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

 Воспитатель: Молодцы ребята. Вы много знаете о весне.  А сейчас мы поиграем ещё в одну игру, называется она «Лесенка противоположностей». Я вам буду начинать предложение, а вы продолжайте с противоположным значением.

 Зима ушла, а весна… пришла

Зима холодная, а весна… теплая.

Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.

Зимой надевают шубы, а весной … куртки

 Заключение. Итог занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

- Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Все очень старались, получили много хвалилок. Предлагаю вам вспомнить наше путешествие и сказать мне, что вам сегодня понравилось?    Только отвечайте полным ответом.  Давайте заглянем в «волшебную коробку». Там для вас сосульки, которые можно кушать – это сладкие сосульки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...