Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему :" Письмо африканским детям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_rechevomu_razvitiyu_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Смольковский детский сад»
Конспект НОД по речевому развитию
для детей старшего дошкольного возраста на тему: “Письмо африканским детям”
Провела воспитатель
первой квалификационной
категории Смирнова С.А.
2016 уч.год.
Программные задачи:
1.Связаная речь:
-Способствовать развитию умения составлять описательный рассказ о зиме ( по образцу воспитателя) ,используя метод моделирования.
2.Словарь и грамматика:
-Обеспечить усвоение навыков словообразования и словоизменения;
-Познакомиться с понятием” родственные слова”;
-Способствовать обогащению речевого запаса детей существительными, прилагательными, глаголами в соответствии с лексической темой «зима»;
-Поощрять попытки отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
3.Звуковая культура речи:
-Способствовать становлению интонационной выразительности речи;
-Поощрять использовать в речи жанры устного народного творчества (приметы, пословицы, поговорки).
4.Обеспечить развитие внимания, активности, умения работать в общем темпе;
-Подвести детей к выводу о том, что зима прекрасное время года;
-Вызвать желание интересоваться сезонными изменениями в природе.
Предварительная работа:
-Наблюдения на прогулке;
-Рассматривание снежинок ,картин и иллюстраций о зиме;
-Знакомство с загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о зиме и зимних явлениях;
-Изобразительная деятельность на тему «Зима».
Материал и оборудование:
Глобус, конверт с письмом, мнемотаблица ( опорные схемы-картинки), звуки зимы( запись),полоски бумаги белого цвета для изготовления снежинок по 3 шт. на каждого ребенка,клей,салфетки.
Ход занятия:
1 Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
В. Улыбнемся и нашим гостям. Вот как светло и уютно у нас стало от ваших улыбок.
А теперь сядьте все красиво за столы и покажите мне ,что вы готовы к занятию. Давайте выпрямим спины, расправим плечи ,сделаем глубокий вдох-вдохнем свежесть этого зимнего утра ,а потом сделаем выдох-выдохнем все неприятности и огорчения.(2 раза)
^Глазки смотрят на меня
Ушки слушают меня.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад ,я встретила почтальона и он отдал мне интересное письмо. Написано: Смольки. Детский сад. Ребятам старшей группы. Давайте узнаем от кого оно.
Читаю:
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам дети из далекой жаркой Африки. Недавно мы узнали ,что у вас в России сейчас стоит зима .А в Африке круглый год лето. И что такое зима мы совсем не знаем. Интересно ,какая она? Говорят, что у вас зимой бывает снег. Как он выглядит? Пожалуйста, расскажите нам про зиму и, если можно пришлите немного снега».
В .Какое интересное письмо! Давайте посмотрим ,откуда оно к нам прилетело?(воспитатель на глобусе показывает детям африканский материк)
В.-Как вы думаете, ребята, почему африканские дети ничего не знают о зиме?
Д. Там жарко ,не бывает зимы и снега.
В. Давайте мы с вами поможем африканским детям и расскажем им о зиме. Потом я запишу ваши рассказы, и мы отправим их в письме в жаркую Африку.
Д. Давайте.
2.Итак:на дворе у нас зима. Давайте вспомним слова, которыми можно сказать про это время года.
-Какая она, зима?
Д. (морозная, метельная, снежная, холодная, вьюжная, белая и.т.д.)
В. А как называются зимние месяцы?
Д. Декабрь, январь, февраль.
В. Какой сейчас месяц идет?
Д. Последний месяц зимы, февраль.
В.А что такое снег?
Д. Это много снежинок.
В. А что можно сказать о снеге, какой он?
Д. (пушистый, белый, холодный, мягкий, искристый, серебристый, воздушный и.т.д.)
В. Молодцы, хорошо описали зиму.
3.РАЗВИТИЕ СВЯЗАНОЙ РЕЧИ.
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
В. А сейчас, все глазки на меня. Послушайте ,как я вам расскажу про зиму.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег. Дует ветер. Трещит мороз.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.
Мы очень любим зиму!
Первичное восприятие рассказанного воспитателем.
В -.Кто пришел к нам в гости?
-Чем зима накрыла землю?
-Какие подарки принесла зима?
-Для чего нужны людям эти подарки?
-Что такое зимние забавы?
В. Молодцы, а теперь пришла пора и нам позабавиться , рассказать и показать как мы любим зиму. Выходите все на коврик.
Физкультминутка «Зимой»( импровизация движений)
«Мы зимой в снежки играем. Мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем. Мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим .М ы бежим. Мы бежим.
На коньках по льду скользим. Мы скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы Лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
В. Садитесь на свои места. Сейчас я прочитаю рассказ о зиме еще раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы лучше его запомнить ,вы можете смотреть на рисунки-подсказки( обращаю внимание на мнемотаблицу) .
Повторное чтение рассказа воспитателем.
Составление рассказа о зиме детьми по мнемотаблице:
В.А теперь вы сами расскажете о зиме. Самые интересные и выразительные рассказы мы запишем и пошлем в письме африканским детям .Слушать друг друга нужно очень внимательно!( рассказы детей 2-3)
В.-Чей рассказ вам понравился? Почему?
В. Я думаю из рассказа Ули В. Африканские ребята узнают, что такое настоящая зима.
4.А Сейчас пришла пора поиграть нам детвора. Игра называется « Доскажи словечко»
В. Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.
-Тихо ,тихо, как во сне падает на землю..( снег)
-С неба все летят пушинки, серебристые..( снежинки)
-На полянку, на лужок все спускается..( снежок)
-Вот веселье для ребят , все сильнее..( снегопад)
-Все бегут вперегонки, все хотят играть в ..( снежки)
-Словно в белый пуховик нарядился..( снеговик)
-Рядом снежная фигурка это девочка..( снегурка)
-На снегу то посмотри ,с красной грудкой..( снегири)
-Словно в сказке, как во сне землю всю укутал..(снег)
В. Молодцы! Вы запомнили ,какие слова вы добавляли в стихотворении?
Д. Снег ,снегурка, снеговик и.т.д.
В. На какое слово они все похожи?
Д. Все эти слова похожи на слово « снег».
В. Верно. Во всех этих словах есть общая часть « снег» .Эти слова называются родственными.
В. Мы с вами, ребята знаем, что в природе существуют свои звуки. Есть звуки дождя, грозы, шум леса, деревьев. Есть свои звуки и у зимы .Давайте их послушаем.( Дети слушают звуки вьюги, метели ,пурги)
В Как от” снежных”, зимних слов и звуков стало холодно! Наши пальцы замерзли. Давайте их согреем. Встаньте у стульчиков.
Дыхательная гимнастика
Дети делают глубокий вдох и выдох ”х-х-х-х”(3 раза).
В. Садитесь на свои места.
В. А еще мы с вами знаем ,что у русского народа есть много пословиц и поговорок о зиме, Давайте их вспомним !Кто знает, пусть называет!
Д. –Мороз невелик, да стоять не велит.
-Много снега -много хлеба.
-Береги нос в большой мороз.
-Зима-не лето, в зимнюю шубу одета.
Зимой морозы, ну а летом грозы.
-Деревья в инее-небо будет синее.
-В декабре-семь погод на дворе.
-Месяц январь-зимы государь.
-У февраля два друга-метель да вьюга.
-Заковал мороз реки ,да не навеки.
В. Молодцы, вот сколько много пословиц, поговорок ,примет о зиме вы вспомнили .И рассказы о зиме у вас получились интересные.
5В .Ребята ,а кто вспомнит, о чем еще нас просили африканские дети?
-С какой просьбой они к нам обращались?
Д. Они просили прислать снега.
В. Как вы думаете, можно ли послать в Африку снег в конверте?
Д. Нет, он растает.
В. Что же делать?( предположения детей)
Д. Нарисовать красками, вырезать из бумаги, вылепить из пластилина.
В. Я предлагаю вам склеить снежинку из бумаги .
РЕФЛЕКСИЯ(Работа детей по изготовлению бумажных снежинок)
У вас на столах лежат полоски бумаги. Это будут лучики снежинок.
В.- Сколько лучиков у снежинки?
Д.- Шесть.
В. Возьмите полосочки и склейте их между собой. Сначала одну на одну крестиком ,а потом еще одну посередине.
Вопросы воспитателя в процессе работы детей.
-Кто знает, как мы называем, когда падает много снежинок? ( снегопад)
-Когда идет снег мы говорим погода какая? ( снежная)
-А когда снег и сильный ветер?( метель)
Пока вы работаете, я предлагаю вам послушать красивую ,снежную, зимнюю музыку, которая называется «Падал снег».(Чем тише морозная погода, тем краше падающие на землю снежинки; при сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звезды превращаются в снежную пыль. Снежинки , падая на землю в теплые дни лепятся друг к другу и образуют снежные хлопья)...
В. Молодцы, вот сколько снежинок у нас получилось.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
В Я думаю мы с вами очень хорошо сегодня поработали на занятии.
-А что мы делали?-О чем говорили?
Д. Составляли рассказы о зиме, играли и.т.д.
В.-Что понравилось, было интересным?
-Что показалось трудным?
-Что запомнилось больше всего?
-Кому ты, Кирилл расскажешь о сегодняшнем занятии?
В. Ваши снежинки я положу в большой конверт и вместе с рассказом о зиме отправлю по почте африканским детям. Я думаю они будут очень рады!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по речевому развитию в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Путешествие с Гномом в страну Грамматика"
В данном конспекте представлены методические приёмы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект по речевому развитию в старшей группе. Путешествие в сказочный лес.
содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речиВедущая образовательная область: «Речевое развитие»...
Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»
Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...
Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»
Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...
Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе "Хочу всё знать!"
Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе "Хочу всё знать!"http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-poznavatelno-rechevoe-razvitie-v-starshei-grupe-igra-hochu-vsyo-znat.html...
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа "Ранняя весна"
Задачи: Образовательные • Учить детей составлять рассказ по картинке • Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следств...
Тема конспекта по речевому развитию в старшей группе: «Путешествие в Простоквашино»
Конспект по речевому развитию...