Развитие речи детей средней группы на прогулке.
материал по развитию речи (средняя группа) на тему
В статье рассказывается о методах и приемах развития речи детей на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_progulka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ПРОГУЛКЕ.
Составила:
воспитатель высшей категории
В.П. Уютнова.
Коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем) (Толковый словарь).
Главным средством общения является речь. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе).
Вот и в своей работе с детьми средней группы мы столкнулись со следующими трудностями, это:
- недостаточное развитие компонентов устной речи детей (детям трудно выразить словами то, что они чувствуют, видят, слышат);
- недостаточный запас знаний о природе, событиях, явлениях происходящих в окружающей жизни;
- трудности в общении со сверстниками.
И мы поняли, что бы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как, все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой.
Перед собой мы поставили цель: приобщить детей к природе, обогатить речь ребенка и на этой основе помочь глубже понять образ природы. При решении данной цели возникли следующие задачи:
- Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентировкой на ненасильственную модель поведения.
- Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
- Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определили основные направления работы:
- диагностика и учет уровня - речевого развития каждого ребенка;
- составление перспективно-календарного плана прогулок;
- создание развивающей среды;
- взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации, досуги.
Перспективный план прогулок строили по принципу сезонности, с учетом тематического планирования. Обязательно планируем наблюдение за неживой и живой природой, целевые прогулки, экскурсии. План отражает и взаимодействие специалистов: учителя логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, педагога психолога, а также родителей.
Для того, что бы прогулка прошла интересно, необходимо создать условия. Оборудование на участке должно быть таким же, как и в группе, по определенным зонам или уголкам, направленное на развитие разнообразных видов детской деятельности. Все должно быть эстетически привлекательным и развивающим.
Очень важна и подготовка и воспитателя к прогулке. Воспитатель четко должен знать план прогулки на данный день. Обязательно использовать в своей речи художественное слово: стихотворения, песенки, скороговорки, считалочки, пословицы и загадки. В нашей группе есть картотека прогулок, экологических игр, пословиц и поговорок». Разнообразие познавательной литературы: В. Поваляева «Развитие речи при ознакомлении с природой», Т.Шорыгина «Какие месяцы в году?!», « Деревья», «Насекомые», «Птицы», «1000 загадок» и мн. др., которая помогает нам в подготовке к прогулке.
В детском саду стало традицией проведение конкурсов стихов на различные темы, поэтому каждый ребенок знает несколько стихов, при проведении наблюдений художественное слово может сказать не только воспитатель, но и ребенок. Чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок оказывает влияние на всестороннее развитие речи детей. Используя в своей речи пословицы, поговорки, стихи дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Нет более удивительного и благодатного времени для развития речи в процессе общения с природой, чем лето. Начало лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы … Наблюдение этих явлений дает большой простор для обогащения словаря, развития мышления детей.
Неизгладимое впечатление производит на малышей радуга.. Ярко – синее словно промытое летним ливнем, небо пересекает разноцветная радуга: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета.
Травянистые растения — основной объект летних наблюдений. На виду все части растений: стебель, листья, цветы, а порой и корень. Наши дети уже знают названия нескольких травянистых растений: ромашка, василек, колокольчик. Из признаков этих растений называют обычно только цвет цветков: белый, синий, лиловый. Мы стараемся обратить внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепесточки, а серединка желтая. Называем части растения, нюхаем аромат цветка. Проводим наблюдения за растением в разное время суток, отмечаем изменения.
Любят наши дети наблюдать и за деревьями, правда в нашем новом саду деревья пока еще не высокие, но с каким интересом и заботой относятся к ним ребята. Мы вместе с детьми рассматриваем деревья, бережно и аккуратно трогаем их руками, вдыхаем свежий запах листьев. Рассказы о растениях мы записали в книги «Растительный мир». Эту книгу делали вместе с детьми и родителями. Дети составляли рассказы, а родители записывали.
Рассказ Маши Салтыковой 5 лет.
Это стройная, как мама березка. У нею белый в крапинку ствол. Я трогала ее шероховатый ствол руками. Березка высоко раскинула свои ветки, их не достать.
Но, пожалуй, самым интересным и увлекательным наблюдением для детей является наблюдение за животными. Объектов для наблюдений за животными в нашей местности достаточно. В зимнем саду живут рыбки, черепахи. Выходя на прогулку, мы часто видим птиц, кошек, собак, различных насекомых. При наблюдении за животными привлекаем родителей, Федотова А.С. провела наблюдение за улиткой. Своими впечатлениями об увиденном дети делились с воспитателями, друзьями, родителями.
Знакомство с дикими животными проводим по картинкам. Дети с удовольствием составляют описательные загадки о животных.
Серый, но не заяц летом.
С клыками, но не тигр.
Живет в лесу, но не медведь.
(Волк. Соня Гришина 5 лет).
Но вот появляются первые признаки осени — золотые листочки в тонких березовых прядях — появляются еще в августе. Каждое дерево желтеет в свой срок: сначала береза, затем липа и вяз. Все чаще гнуться от ветра вершины деревьев. Чтобы ребенок осмыслил это явление, предлагаем ему походить по ветру и против него.
А вокруг красота! Листопад в самом разгаре. Золотая осень! Наблюдение за листопадом - яркое, незабываемое зрелище. Дети с удовольствием собирают опавшие листья, а затем составляют рифмованные строчки.
Листопад, листопад — стал красивым сад. (Рита Сапронова)
Желтые листочки — падают, летят. (Вероника Федотова).
Незаметно наступают осенние дождливые дни. Мы предлагаем детям прислушаться к шуму дождя, задаем вопрос: «Дождь, какой?» (шумный, сильный). Протягиваем ладошки навстречу капелькам дождя. Малыши чувствуют, какой холодный и мокрый дождь, видят своими любопытными глазками, как быстрые струйки воды стекают с крыш.
Большое значение в речевом развитии детей имеет и общение ребенка со взрослыми. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Поэтому, была организована посадка кустов совместно с родителями. Это незабываемое событие для малышей. Сколько ярких впечатлений было у детей. Мы сфотографировали детей и родителей и сделали газету «Не мешайте мне трудиться!», а затем каждый ребенок составил рассказ, в котором поделился своими впечатлениями.
Планируем разнообразные целевые прогулки на огород, прачечную, медицинский кабинет и др. Цель этих прогулок, знакомство с профессиями, воспитание трудолюбие, умение общаться со взрослыми.
А сколько радостных и удивительных открытий подарят ребенку зимние наблюдения за жизнью птиц! Некоторых из них холод и голод выгоняют из лесов, и они переселяются поближе к жилью человека. Красногрудые снегири спелыми яблоками повисают на рябинах. А вот маленькие воробьи нахохлились от холода и ждут от людей хлебных крошек, важно шагает со снегу сорока. Вместе с детьми повесили кормушки для птиц, а эти маленькие друзья в благодарность нам о заботе, прилетают поклевать крошек и семечек, сытые и довольные купаются в снегу. А мы вместе с детьми рассматриваем их, читаем о них стихи, составляем описательные рассказы.
Рассказ Владика Смирнова о снегире.
Снегирь — это очень красивая птица. У него красная грудка, черные маленькие крылышки, две тонкие ножки ели видно из под перьев. Остреньким клювом, он быстро клюет зернышки.
Игра — исторически сложившееся общественное явления, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как взрослый, познает мир в процессе деятельности. Игры развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлениях в окружающей среде. Поэтому на прогулках обязательно проводятся сюжетно ролевые игры. В процессе игры дети расширяют словарь, развивают диалогическую речь.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства для детей. Театрализованная игра в большей степени развивает коммуникативные качества личности ребенка (обучение вербального и невербального вида общения).
Ежедневные подвижные игры развивают способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию. Обязательно в подвижных играх используем считалочки. Они позволяют отрабатывать четкое проговаривание слов.
Подвижные игры проводятся для закрепления активного поведения и речи, они способствуют общению детей и развивают коммуникативные качества ребенка. Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организованно поведение, самостоятельность, инициативу, решительность, чувство коллективизма.
Большое значение на прогулке отводиться дидактическим играм. С детьми мы проводим следующие дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Что, где растет?», Цель игры: классификация растений по месту их прорастания. В игре «Вершки — корешки» дети закрепляют знания об овощах. В играх «Какое время года?» - закрепляют знания о временах года. Кроме этого, проводятся игры: «С какого дерева листок?», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица?», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания о том, что дает человеку природа.
При ознакомлении с природой используем дидактические игры с предметами, настольно - печатные и словесные. Предметные игры — игры с листьями, цветами, овощами, «Чудесный мешочек», «Чьи детки на ветки?» и т.д.
В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их.
В организации наблюдений мы широко используем дидактические игры, типа «Найди по описанию», «Что это может быть?», «Что было раньше, что потом?», «Хорошо – плохо», «Тайна двойного», «Что я вижу?» и др. Они побуждают детей не только выделять качества, но и свойства различных объектов.
Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используем большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различить предметы по качеству и свойствам, развивают наблюдательность и речь детей.
В конце прогулки подводим итог: «Сегодня погода (например) солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и отметим в календаре значками признаки погоды». Вернувшись с прогулки, предлагаем детям самим без вопросов рассказать о погоде, выслушиваем всех, уточняем реплики, высказывания детей, хвалим за наблюдательность, за хорошие словесные определения.
Конечно, мы считаем, что в воспитании и образовании маленьких детей большое значение имеет преемственность дошкольного учреждения и семьи. И никакая работа не принесет должных результатов, если не будет помощи родителей. Поэтому, родители наши главные помощники. Они делают фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе.
Прогулка детей и в выходные дни должна быть организованной полезной для ребенка. Поэтому мы, воспитатели проводим с родителями беседы, консультации, даем практические советы.
На последнем родительском собрании родители поделились опытом и рассказали, как они проводят прогулки дома.
Подводя итоги проводимой нами работы, отмечаем что:
- У детей возрос интерес к речевой деятельности на прогулке.
- Дети стали более активны и любознательны.
- Речь стала образнее и богаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Лесная прогулка».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Лесная прогулка». Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира),«Коммуникация»,«...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Лесная прогулка"
Конспект НОД по развитию речи "Лесная прогулка": дети отправляются в зимний лес и выполняют различные задания зверей....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Лесная прогулка
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Лесная прогулка Цель: 1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. 2.Развивать фонематиче...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Лесная прогулка"
Программное содержание: 1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. 2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...
развитие речи в средней группе "На прогулку в сказочный лес"
Приобщение к наследию русской национальной культуры через русские народные сказки...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весенняя прогулка"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Занятие по развитию речи в средней группе: «Осенняя прогулка»
Цель:обеспечить психологический комфорт детей, способствовать снятию эмоционального напряжения и усталости;закрепить знания об осени и осенних явлениях в природе, о диких животных;продолжать работать ...