Конспект занятия по татарскому языку в подготовительной к школе группы русскоязычных детей на закрепление изученного материала по теме "День рождения любимого города"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие было подготовлено с целью закрепления знаний детей не только словарного минимума второго языка, но и знаний о родном городе, о его достопремичательных местах в предверии юбилея города. Во время занятия ребята самостоятельно составляют диалоги на татарском языке, закрепляют татарские слова, которые они учили на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatia.docx | 143.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Сценарий педагогического мероприятия –
ООД по обучению татарскому языку
детей подготовительной к школе группы на тему:
«День рождения города»
Воспитатель
обучению татарскому языку
МАДОУ «ЦРР – детский сад № 92 «Ладушки»
Адиева Лейля Райшатовна
Нижнекамск
2016 г.
Тема: | День рождения города |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – личностное развитие, Художественно – эстетическое развитие |
Вид: | Интегрированная совместная образовательная деятельность |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Игровая: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, дидактическая игра; коммуникативная, познавательная, музыкально-хороводная деятельность |
Цель: | Создание условий для интеграции видов детской деятельности для успешного познавательного развития детей и формирования предпосылок овладения ими вторым (татарским) языком |
Задачи: | Дать детям знания о градообразующих предприятиях г. Нижнекамск (наименование, основные виды продукции) Познакомить с основными достопримечательностями города Развивать интерес к культуре татарского народа, художественному и поэтическому творчеству Г.Тукая Обучать способам самостоятельного поиска, обобщения и систематизации материала по определенной теме по технологии «лэпбук» Закреплять в активной речи словарный запас по УМК, практиковать в умении строить и вести короткие диалоги Формировать навыки взаимодействия в социально значимой деятельности Воспитывать интерес к родному краю, чувство патриотизма |
Методические приемы и формы организации деятельности: | Привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности по созданию лэпбука Знакомство с картой парка отдыха и чтения имени Г. Тукая и маршрутом ознакомительного движения Инсценирование Вариативное представление изучаемого объекта (пазл с иллюстрационными фигурами, объектами из парка, раздаточно-наглядный материал к сюжетно-ролевой игре «Кафе», картинки и фотографии для оформления лэпбука) Музыкально-хороводная игра «Мин җырлыйм» Сюжетно-ролевая игра «Кафеда» Подвижная игра «Командир» Видео задание от «Шурале» Интерактивная дидактическая игра «Назови картинку и найди подходящую пиктограмму» Настольная игра «Луллия түгәрәкләре» Самостоятельная работа по отбору рисунков и фотографий для оформления лэпбука |
Оборудование и материалы: | Пазл Мультимедийная презентация Интерактивная доска Лэпбук «Нижнекамск - 50» Магнитная доска 2 штуки Самоклеящиеся разноцветные смайлики Наглядный материал «Меню кафе» Раздаточный материал «Продукты» Корзина с разноцветными мячами Настольная игра «Луллия түгәрәкләре» Карточки для оформления лэпбука Разноцветные конверты |
Предварительная работа: | Создание мультимедийной презентации Подготовка макета лэпбука Подбор музыкального сопровождения Изготовления пазла, раздаточно-наглядного материала, масок Актуализация знаний детей о поэте Г. Тукай и его творчестве |
Последующая работа | Продолжение ознакомления с достопримечательными местами г. Нижнекамск Изготовление материала для оформления лэпбука Оформление лэпбука Презентация лэпбука на родительском собрании, конкурсе проектов МАДОУ |
Ход образовательной деятельности
Белем бирү эшчәнлеге барышы
Звучит весёлая музыка. Дети в сопровождении воспитателя заходят в красиво украшенную группу.
Тәрбияче (воспитатель): Ребята, как красиво украсили эту группу: везде развешаны шары, гирлянды с поздравлениями. И гости пришли на праздник. Давайте поздароваемся с ними.
Балалар (дети): Исәнмесез.
Кунаклар(гости): Исәнмесез балалар. Хәлләр ничек?
Балалар: Әйбәт, рәхмәт. Хәлләр ничек?
Кунаклар: Әйбәт, рәхмәт
Тәрбияче: А у кого это интересно день рождение? Ни у тебя Саша? Может из гостей у кого нибудь? Ребята, а вы обратили внимание, что по городу везде висят такие же поздравления и город готовится к какому-то празднику. К какому празднику они готовятся, кто может мне ответить.
Балалар: Ко Дню города.
Тәрбияче: Правильно. Но не только город, но и мы с вами тоже начали готовиться к празднику. Что мы с вами начали делать вместе?
Балалар: Оформлять папку, лэпбук о городе.
Тәрбияче: Кто скажет, для чего же мы делаем лэпбук?
Балалар: (примерные ответы детей)
- Чтобы больше узнать о нашем городе.
- Чтобы мы могли рассказать нашим гостям о нашем городе.
- Чтобы другие дети смогли узнать много интересного о городе, когда посмотрят наш лэпбук.
Тәрбияче: Замечательно. Ребята, хотите узнать, о какой достопримечательности города мы сегодня будем говорить?
Балалар: Да. Әйе.
Тәрбияче: Для этого мы с вами составим пазл. Но, чтобы открыть элементы пазла, нужно разгадать загадки. Загадки я прочитаю на русском, а ответы вы скажите на татарском.
- Про Кырлай, что в Заказанье, знай – деревня неплоха:
Во дворах поют, по слухам, куры звонче (әтәч).
2) Оглянулся он – и тотчас закачалось все кругом:
Ах, злочастье! – Водяная вслед за ним бежит бегом.
За кем бежит Водяная? (малай)
3) С нею дружен Гали:
Кивает она издали
И бородой ему трясет
Когда Гали траву несет. (Кәҗә)
4) Смекнув, что без труда получится обман,
Вновь споро из мешка башку извлек Баран.
Пришла к ним беда: не шутит ведь Коза!
Трясутся, пасть раскрыв и выпучив глаза. Бу нәрсә? (Бүре)
5) Говорят, в лесах дремучих зверя разного не счесть:
Волк есть и медведь, разбойник рыжий, кто есть? (төлке)
Тәрбияче: Молодцы ребята. Все загадки разгадали. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Бу кем?
Балалар: Г. Тукай
Тәрбияче: А кто это?
Балалар: Писатель, поэт.
Тәрбияче: А это что за фигуры? Вы их узнаете?
Балалар: Это фигуры по сказкам Тукая.
Тәрбияче: А из каких сказок и стихотворений они?
Балалар: “Шурале”, “Водяная”, “Коза и Баран”.
Тәрбияче: А какие еще вы знаете произведения Тукая?
Балалар: “Ласточка”, “Мышь, котороя тонет в молоке”, “Бабочка и ребенок”...
Тәрбияче: Скажите, вы где могли видеть эти фигуры?
Балалар: В парке Г.Тукая.
Тәрбияче: Правильно. Мы с вами всех этих персонажей видели в парке отдыха и чтения. Вот мы и определили первый маршрут для гостей нашего города. Милана, прикрепи, пожалуйста, на лэпбуке название парка.
А сейчас ребята, давайте посмотрим, что интересного можно увидеть в парке. Для этого я вам приготовила карту парка. И предлагаю нам совершить движение по указанному маршруту. Начнем со входа в сквер. Здесь мы можем увидеть памятник поэта и изображения персонажей и животных из сказок Тукая. Посмотрите, и здесь лежат маски. Кого же из этих животных можно встретить в произведениях автора?
Балалар: куян, песи, тычкан, аю, эт.
Тәрбияче: Я предлагаю ребятам, у кого есть смайлики красного (кызыл) цвета, выбрать себе одного из животных указанных на экране, и рассказать нам о себе.(на экране появляется картинки с животными. Каждая картинка отдельно выделяется, определяя ход выступлений детей).
Бала1: Мин куян. Мин матур, чиста, кечкенә. Мин сикерәм.
Тәрбияче: Дима, как ты спросишь у зайца, что он делает?
Бала2: Куян, син нишлисең?
Бала 1: Мин сикерәм.
Бала 3: Мин тычкан. Мин матур, чиста, кечкенә. Мин ашыйм.
Тәрбияче: Оля, как ты дашь команду мышке, чтобы она пила молоко?
Бала 4: Тычкан, cөт эч.
Бала 5: Мин эт. Мин матур, чиста, зур. Мин утырам.
Тәрбияче: Даша, как ты позовешь к себе собаку и предложишь сесть?
Бала 6: Эт, кил монда. Эт, утыр.
Тәрбияче: Прекрасно. Ребята давайте продолжим движение. Что у нас следующее по маршруту?
Балалар: Сцена.
Тәрбияче: Что можно делать на сцене?
Балалар: Петь и танцевать.
Тәрбияче: Саша, кил монда. Саша пригласи Дашу танцевать.
Бала: Даша, кил монда. Даша, бие. (Звучит татарская музыка 2-3 секунды, дети танцуют).
Тәрбияче: Даша, пригласи всех мальчиков танцевать.
Бала: Малайлар. Кил монда. Бие. (Звучит русская народная музыка 2-3 секунды, дети танцуют. Музыку делаем тише).
Тәрбияче: Равил, пригласи всех девочек танцевать.
Бала: Кызлар, кил монда. Бие. (Звучит чувашская музыка 2-3 секунды, дети танцуют).
Тәрбияче: Милана, а как ты скажешь, что ты танцуешь?
Балалар: Мин биим.
Тәрбияче: Ребята, как вы скажете, что вы поете?
Балалар: Без җырлыйбыз.
Тәрбияче: Так давайте же все вместе споем. (Песня. Аудио 51 по УМК).
Мин җырлыйм, җырлыйм, җырлыйм.
Мин матур җырлыйм, җырлыйм.
Лә-лә-лә, лә-лә-лә,
Мин матур җырлыйм, җырлыйм.
Тәрбияче: Хорошо повеселились. Ребята, а угощать гостей мы будем?
Балалар: Эйе.
Тәрбияче: И где?
Балалар: В кафе.
Тәрбияче: Паркта кафе бар?
Тәрбияче: Кафе бар.
Тәрбияче: Милена, нинди кафе бар?
Балалар: Түбәтәй.
Тәрбияче: Хорошо. Давайте подойдем поближе кафе, посмотрим, что же нам предложат здесь.
Саша, кафеда нәрсә бар?
Бала: Кафеда өчпочмак, чәкчәк, сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка бар.
Тәрбияче: Артур, син нәрсә яратасың?
Бала: Мин чәкчәк яратам.
Тәрбияче: Представим, что мы пришли в кафе. Как же мы закажем себе еду, ведь официанты говорят только на татарском языке? Предлагаю ребятам, чьи смайлики цвета «сары» стать официантами. Вот вам блокнот и ручка. Встречайте гостей. А вы ребята присаживайтесь. (Диалог между детьми 2-3 ребенка).
Бала 1: Исәнмесез. Хәерле көн.
Бала 2: Исәнмесез.
Бала 1: Мин София (Артур). Син кем?
Бала 2: Мин Саша (Милана, Аделия...).
Бала 1: Нәрсә кирәк?
Бала 2: Чәкчәк (сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка) кирәк.
Бала 1: Нинди чәкчәк (сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка)?
Бала 2: Баллы (тәмле) (чәкчәк сөт, бәрәңге, чәй, сок, алма, кофе, аш, ботка).
Бала 1: Мә баллы чәкчәк...
Бала 2: Рәхмәт.
Бала 1: Ашыгыз тәмле булсын.
Тәрбияче: Ой, хорошо поели. Куда же нас ведет следующий маршрут? Давайте посмотрим на экране.
Балалар: На игровую площадку.
Тәрбияче: Әйе. Ребята, вы знаете, я придумала для вас такую интересную игру. Давайте вместе поиграем. Сейчас я предлагаю вам разделиться парами, по желанию. (дети находят каждый сам себе пару). У меня здесь ладушки-хлопушки. В этой корзине ладушки с цифрами, а в другой с картинками. Вы между собой решите пожалуйста, кто возьмёт ладушку с цифрой, а кто с картинками (дети решают). Хорошо. Слушайте задание. Как только начнёт звучать музыка, каждый подбегает к своей корзине, берёт одну ладушку и находит себе пару по количеству изображённых картинок с цифрой среди друзей. Это надо успеть до окончания музыки. Бер, ике, өч – башлыйбыз (звучит музыка, дети берут ладушки и находят свою пару, цифра с таким же количеством рисунка).
Тәрбияче: Артур бу ничә?
Бала: Өч.
Тәрбияче: Дамир, бу нәрсә?
Бала: Бу куян.
Тәрбияче: Ничә куян?
Бала: Өч куян (каждой паре задаётся соответствующий вопрос).
Тәрбияче: Замечательно. Мы сейчас под музыку, будем передавать друг-другу мячи. По окончанию музыки у кого останется мяч, тот командир. Командир дает 2 команды. (Под музыку передают друг другу мяч. У кого останется мяч, по окончанию музыки, тот дает 2 команды всем остальным ребятам).
Тәрбияче: Умницы. Ребята, мы с вами и пели, и танцевали, и загадки разгадали, и поиграли, даже и поели. Что же у нас дальше по маршруту? Посмотрим на экран. А дальше у нас вопросительный знак. Что это означает? Артур, нажми на вопрос. (Ребенок нажимает на вопрос – появляется видеообращение Шурале).
Шүрәле: Дорогие мои ребята. Вы сегодня очень постарались. Я услышал много интересного о вашем парке. А вы хотите узнать, о какой местности вы узнаете в следующий раз.
Балалар: Әйе.
Шүрәле: Тогда слушайте мое задание. (Задания с пиктограммами). Составьте предложения с пиктограммами и прочитайте, что у вас получилось (1 ребенок решает возле доски, остальные за столом. Воспитатель показывает сюжетную картину, дети по ней составляют пиктограмму. А ребёнок возле доски должен прочитать получившееся предложение).
- Керпе туп уйный.
- Әби кишер юа.
- Аю Караватта йоклый.
Тәрбияче: Ребята, решить задание от Шурале к экрану выйдут по-очереди ребята, чьи смайлики цвета “яшел”. Они должны будут прочитать пиктограммы, которые вы для них составите. А для составления пиктограмм, я покажу вам картинки. Вы тихонечко, чтобы ваши друзья возле доски не услышали, подбираете нужные пиктограммы и составляете предложение.
Шүрәле: Молодцы. А вот вам и подсказка – это красивейшее место в нашем городе – Красный ключ.
Тәрбияче: Как интересно. Думаю следующий раз мы с вами тоже узнаем много интересного об этой замечательной местности. Ну а сейчас, нам надо заполнить карманы лэпбука с материалами о парке. Здесь я приготовила вам картинки, книжки и материалы для оформления. Но среди всего приготовленного вам необходимо отобрать только те, которые помогут нам рассказать о парке отдыха и чтения имени Г. Тукая. Ребята с бейджами цвета «кызыл» - отбирают картинки о парке, яшел бейджики – по теме «чем можем мы угостить гостей», а сары и зәңгәр бейджи – картинки по произведениям Г. Тукая и все то, что касается его творчества (дети отбирают картинки в конверты). Вот сейчас вы можете продолжить оформление лэпбука с этими картинками у себя в группе с вашей воспитательницей. А еще для вас я приготовила маленький подарок – это игра «Найди подходящую картинку к героям сказки Г. Тукая». Возьмите конверты и лэпбук, попрощаемся с гостями и пойдем в группу, продолжить нашу увлекательную работу.
Балалар: Сау булыгыз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной к школе группе. По теме: «Животные - Animals»
Конспект для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной к школе группе. Великобритания.
Конспект по ознакомлению детей со страной изучаемого языка - Великобританией....
Конспект НОД "Коммуникация" (татарский язык) в подготовительной к школе группе
Конспект НОД "Коммуникация" (татарский язык) в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Рассказ детей из опыта на тему:" О животных зоопарка"
Расширять знания детей об обитателях зоопарка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6843372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Конспект занятия по английскому языку в подготовительной к школе группе с ранним изучением английского языка
Цель: формирование интереса к изучению английского языка...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР "Путешествие в ЛЕГО город звуков"
Конспект НОД по знакомству детей со звуком С...
Конспект занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе. Тема: «Ранняя весна. Первые цветы».
Цель: Закрепить знания детей о весне, уточнить и расширить представления о подснежниках....