Игры по развитию речи для детей 3-4 лет
материал по развитию речи (младшая группа) по теме
Игры и упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи, активизацию и расширению
лексического запаса слов. Для детей 3 – 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_razvitiyu_rechi_detey_3-4_let.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Он такой, как…
Дидактическая задача: Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Закрепить название животных. Учить узнавать их по описательной характеристике.
Ход игры:
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и называет качества зверей, а дети должны угадать, о каком животном идет речь:
Злой, как…. Волк
Пушистый, как… заяц
Неуклюжий, как… медведь
Трусливый, как… заяц
Хитрый, как … лиса
Зубастый, как… волк
Косолапый, как … медведь.
У кого такой предмет?
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Обогащать словарь детей, используя прилагательные, обозначающие цвет и форму.
Ход игры:
Воспитатель располагает перед детьми парные картинки, на которых изображены одинаковые по названию предметы, например, мячики, но они разные по цвету; рыбки, разные по форме, по форме, по размеру и т.д. Дети должны найти пару по названию, но также и указать отличительные особенности. Например: «У меня два фартучка для кукол. Один красный в белый горошек, а другой – в зеленый цветочек». «У меня две чашки: одна кофейная – маленькая, а другая – чайная – большая». « У меня две куклы: одна – резиновая, другая – пластмассовая». «У меня две ложки: одна деревянная, а другая – металлическая».
Чудесный мешочек.
Дидактическая задача: Учить детей по описанию (свойствам предмета) отгадывать о каком овоще идет речь. Закрепить название овощей. Развивать тактильное восприятие.
Ход игры:
- Воспитатель дает описание предмета. Если дети отгадали, то предмет достают из мешочка.
- Ребенок называет все известные ему свойства какого-то овоща. Остальные дети угадывают. После этого достают из мешочка.
Большой – маленький.
Дидактическая задача: Активизация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры:
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик
Капуста – капустка
Морковь – морковочка
Лук – лучок
Перец – перчик
Назови во множественном числе.
Дидактическая задача: Грамматический строй: называть предметы и действия в единственном и множественном числе.
Ход игры:
- один человек много людей
- ест едят
- пьет пьют
- поет поют
- танцует танцуют
- играет играют
- уходит уходят
- жует жуют
У кого?
Дидактическая задача: формировать грамматический строй речи: обучать употреблять предлог у в значении у кого.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки с изображением, например, посуды. Затем отрабатывается диалог: «У кого чайник? – У меня. – У кого салатница? – У меня. – У кого кофейник? – У меня. И т.д.» Затем в роли водящего выступает ребенок. Игра повторяется несколько раз.
Чего нет?
Дидактическая задача: Учить детей употреблять форму множественного числа существительных в Р.п.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на столе игрушки. Ребенок их называет. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3 – 4 раза.
Кто где?
Дидактическая задача: формировать грамматический строй речи: учить строить конструкции с предлогами в, на, за; обучать выполнять трехступенчатые инструкции.
Ход упражнения:
Педагог закрепляет на доске , например, гнездо, дерево, травку. Демонстрирует детям изображение грача и предлагает вспомнить как она называется. Затем предлагает задания: «Возьмите грача и посадите на ветку. Спрячьте его за дерево. Достань грача и посади в гнездо, в травку, на дерево».
Где живет?
Дидактическая задача: обучать детей понимать вопрос косвенного падежа: где?
Ход упражнения:
- Где живет лиса? – в норе
- где прячется волк? – в логове
- где живет медведь? – в берлоге
- где белка прячет запасы? – в дупле
Назови ласково.
Дидактическая задача: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные слова (названия детенышей животных). Соотносить их в единственном и множественном числе.
Ход упражнения:
- Весной у животных появляются детеныши. Угадайте, у кого какие?
- у белки? - бельчата
- у лисы? - лисята
- у медведя? - медвежата и т.д.
Один – много.
Дидактическая задача: Учить образовывать форму В.п. мн.ч. у существительных.
Ход упражнения:
Воспитатель предлагает каждому малышу спрятать картинку, где изображено много коров, коз, собак, кошек. Далее спрашивает: «Кого нет?» - «Нет коров, нет коз и т.д.».
Что я видел?
Дидактическая задача: Совершенствовать лексический запас по теме «Бытовая техника и инструменты». Учить строить 3-словное распространенное предложение, путем введения дополнений.
Ход упражнения:
Педагог показывает детям две предметные картинки по теме, затем их переворачивает и спрашивает: «Что ты видел?» Ребенок отвечает: «Я видел молоток и утюг».
Четвертый лишний.
Дидактическая задача: совершенствовать лексический запас по какой-либо теме; закрепить обобщающее понятие.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает перед ребенком четыре картинки и предлагает детям подумать и показать, какая картинка лишняя.
Кто где, угадай?
Дидактическая задача: учить соотносить осязательные ощущения со знакомым образом.
Ход упражнения:
Взрослый спрашивает у ребенка:
- Какая у нас мама? – Добрая, нежная! (Наклеивается ткань фланель)
- Какой у нас папа? – Строгий! (Шероховатая ткань)
- А чем у нас отличается дедушка? – У него есть борода. (Можно наклеить вату.)
- А бабушка? – Она носит очки. (Можно приклеить фольгу или другой гладкий материал.)
Затем малышу завязываются глазки, и с помощью осязания он пытается угадать, кто где.
Семья.
Дидактическая задача: Продолжать развивать слуховое внимание и чувство ритма; учить воспроизводить на слух слоги и словосочетания; учить слоговому анализу слов.
Ход упражнения:
Взрослый предлагает «передать по телеграфу» - отстучать кулачком – количество слогов в названиях членов семьи и их имена.
Примеры слов: па-па, ма-ма, сын, ба-бу-шка, А-ле-на и т.д.
Сломанный телевизор.
Дидактическая задача: продолжать совершенствовать слуховое внимание и восприятие.
Ход упражнения:
Взрослый говорит, что в доме плохо показывает телевизор и теперь диктор произносит слова неполностью. Дети должны угадать, какие же слова говорит диктор.
Мороже…(ное), теле…(фон, визор), ча…(сы), холо…(дильник), пыле…(сос) и т.д.
Кто что делает?
Дидактическая задача: Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 лица ед.ч.
Ход упражнения:
Педагог называет действие, которое должен совершить ребенок.
- Коля, пей.
- Что делает Коля? (Пьет.)
- Дима, ешь хлеб.
- Что делает Дима? (Ест.)
- Вова, рисуй.
- Что делает Вова? (Рисует.) и т.д.
Подбери слова.
Дидактическая задача: Развивать умение подбирать слова – действия, слова – признаки.
Ход упражнения:
- Что можно делать с мячом? (Ловить, катать, подбрасывать.)
- Что можно делать с куклой? (Купать, одевать, кормить, расчесывать.)
- Какой мяч? (Круглый, большой, красный.)
- Какая кукла? (Маленькая, красивая, любимая.)
Наоборот.
Дидактическая задача: Учить образовывать слова – антонимы.
Ход упражнения:
Большая - …(маленькая).
Улетела - (прилетела).
Близко - …(далеко).
Низко - … (высоко).
Большой - … (маленький) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развитие речи у детей.
Игры для развитие речи детей....
Консультация для родителей на тему "Игры по развитию речи для детей от 2-х до 4-х лет"
Описание игр по развитию речи для детей с 2-х до 3-х лет, с 3-х до 4-х лет...
Интерактивная игра по развитию речи для детей подготовительной группы «Как зовут детей?»
Цель игры: закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена....
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Интерактивная игра по развитию речи для детей для детей 5-7 лет «Рассели по домикам»
Интерактивная игра по развитию речи для детей для детей 5-7 лет «Рассели по домикам»...
Квест-игра «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест игра по развитию речи для детей средней группы
Квест игра для дошкольников средней группы...
Статья "Развиваем речь, играя. Дидактические игры по развитию речи для детей 6-7 лет".
Статья для родителей....