Нормальное развитие речи
консультация по развитию речи на тему
Материал о том как правильно развивается звукопроизношение ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normalnoe_razvitie_rechi.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
О нормальном развитии звуковой стороны речи ребенка.
Артикуляция звуков в процессе развития постепенно формируется к пяти годам.
Развитие звуковой стороны речи начинается на первом году жизни. Сначала у ребенка появляются недифференцированные и непроизвольно возникающие в процессе движений голосовые реакции, которые принято называть гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. Первые звуки гуления являются рефлекторными, они возникают в процессе внеречевой деятельности (сосания, глотания и пр.) и не являются речевыми звуками в собственном смысле этого слова.
Затем характер гуления меняется: оно приобретает различные интонации и постепенно начинает переходить в лепет, когда ребенок уже активно начинает подражать речи окружающих взрослых. Лепет – слоги, где чаще всего производятся удвоенные слоги типа «да-да», «ма-ма» и др. Важнейшая роль здесь принадлежит бессознательному подражанию звукам слышимой ребенком речи. Посторонние, чуждые для данной речевой среды звуки «отсекаются», собственные же «подгоняются» под слышимую речь.
Кроме слов лепетного происхождения, в словарь младенца входят звукоизобразительные элементы, которые иногда называют «нянькиным языком»: «гав-гав» – собака, «би-би» – машина, «бу-бух» – упал и т.д.
К концу первого года жизни ребенок начинает произносить первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет («Мама» – обращение, указание, просьба, жалоба). Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Более сложные слова могут быть звукопроизносительно искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря эти искажения проступают более заметно.
Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков – на 11-12 месяце.
В течение первого года жизни ребенок последовательно овладевает произношением большинства звуков речи.
В период от года до 3-х лет у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
На дошкольном этапе (от 3 до 7 лет) у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, щ, ч), звуков р и л.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни.
Раньше и легче дети начинают произносить звуки, артикуляция которых соответствует рефлекторным реакциям: дыханию, сосанию, глотанию, крику. Из гласных звуков это, как правило, – [а]. Последовательность в овладении другими гласными определяется следующей логикой: дети сначала усваивают звуки, которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга: [и] и [у]. Только потом в их речи появляются звуки «промежуточные»: [э] и [о]. Наибольшую трудность из гласных вызывает звук [ы].
В овладении согласными звуками возможны разные пути. Иногда дети сразу вдруг начинают правильно произносить тот или иной звук. Звуки, артикуляция которых существенно удалена от врожденных рефлекторных реакций, требуют дополнительных усилий. Сюда относятся такие, например, звуки, как [ш], [ж], [л] и [р]. Их ребенок осваивает постепенно, сначала заменяя другими, близкими по артикуляции звуками. Так, вместо [р] он сначала говорит [л], а потом [г]. Такие замены могут закрепиться в его речи, и требуется вмешательство логопеда.
К 6-7 летнему возрасту в целом завершается овладение языком как системой фонетических, грамматических и лексических норм. К шести годам большинство детей имеют четкое произношение, используют все типы предложений, могут рассказать и пересказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема нормального развития речи (по А. Н. Гвоздеву)
Очень удобная схема развития всех сторон речи дошкольника в норме (по А. Н. Гвоздеву). Данная краткая информация может быть предъявлена родителям и коллегам по работе....
Нормальное развитие речи по А.Н. Гвоздеву.
Развитие речи....
Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них опреде...
Показатели нормального развития речи у детей от 1 года до 6 лет
В таблице приводятся нормативы развития речи.Формирование речи – одна из основных характеристик общего развития ребенка.Определяющим для становления речи является период от первого года жизни до 5–6 л...
Предпосылки нормального развития речи у ребенка
Предпосылки нормального развития речи у ребенка...
Что надо делать для нормального развития речи дошкольников?
Что надо делать для нормального развития речи дошкольников? Советы родителям для правильного развития речи детей....
Что надо делать для нормального развития речи дошкольников
Что надо делать для нормального развития речи дошкольников...