Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи детей
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) по теме

Марченко Светлана Валентиновна

Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию грамматического строя речи  в старшей группе

 «Поможем Бабушке Федоре вернуть  посуду»

Программное содержание:

  • Активизировать словарь  «посуда», «продукты» , расширять словарь прилагательных;
  • Развивать навык словообразования;
  • Вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, меню;
  • Закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
  • Развивать грамматический строй речи детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
  • Развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте.

Предварительная работа:

  • Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
  • Чтение сказок К. Чуковского “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”, русской народной сказки “Лиса и кувшин”.
  • Отгадывание и разучивание загадок о посуде.
  • Игры: “Что в чем?” (словообразование), “Наоборот” (подбор слов-антонимов), “Четвертый лишний” и др.

Оборудование:

  • Конверт с заданиями, плакат с силуэтными изображениями предметов посуды;
  • Посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница, салфетница, чайная ложка;
  • Столовые приборы: ложка, вилка, нож;
  • Столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;
  • Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
  • Карточки на каждого ребенка;
  • Простые карандаши на каждого ребенка;
  • Две картины для игры “Что разбилось?”;
  • Полочка, два свободных стола;
  • Салфетки из ткани для сервировки стола;
  • Корзина с угощением;
  • Мяч.

Методы и приемы: сюрпризный момент, дидактические игры, игровое упражнение, подведение итога.

Словарная работа: сервиз, сервировать,  меню.

План-конспект

1.Сюрпризный момент (письмо от бабушки  Федоры)

2.Игра «Угадай, какая посуда спряталась?»

3.Игра «Что разбилось?»

4.Физкультминутка.

5.Игра «Накрой на стол».

6.Объяснение слова сервиз, сервировать .

7.Игра «Что из чего сделано»

8. Игровое упражнение «Сварим обед».

9. Подведение итога занятия.

10.Сюрпризнй момент «Федора раздаёт угощения».

Самоанализ проведенного занятия

     Основная цель занятия -  познакомить детей с разными способами словообразования.

     Занятие проводилось в соответствии с намеченным планом.

    Весь теоретический материал был подобран с учетом возраста детей, доступен и научно обоснован.

    Занятие было проведено без отступлений от санитарно-гигиенических норм и правил, с соблюдением охраны жизнедеятельности детей.

    Используемая мною наглядность помогала детям усвоить предложенный материал, а мне реализовать, в полной мере поставленные задачи.

    Принцип связи теории с практикой в данном занятии  был реализован  с помощью приемов: использование наглядности, активизирующих  вопросов, практических действий детей.

     Мною был реализовыван принцип индивидуального подхода к детям, через наводящие вопросы, побуждение к действию, поощрения.

    Интерес детей на протяжении всего занятия не угасал, он поддерживался интонацией, тембром речи воспитателя, частой сменой деятельности. Разнообразными приемами.

    Надо отметить, что у детей сформировано учебно-коммуникативное  умение. Дети легко шли на контакт и поддерживали его на протяжении всего занятия. В речи детей прослеживалось использование ими простых и сложных предложений.

    Структура занятия продумана так, чтобы каждая его  составляющая часть была использована для реализации поставленных задач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление педагогического опыта работы Воспитателя старшей группы «Чиполино» Марченко Светланы Валентиновны

Слайд 2

«Умение воспитывать – всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины» А.С. Макаренко

Слайд 3

Представление педагогического опыта работы на тему: «Педагогические условия формирования способов словообразования у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 4

Используемые термины Словообразование - создание слов соответствующих норме и правилам русского языка, употребление слов существующих в русском языке (для хлеба – хлебница) Неологизмы, словотворчество - умение не только пользоваться готовыми наименованиями, но и конструировать новые (придумать название города в котором жители любят сладкое – Сластинск и т.д .) Этимология - происхождение того или иного слова. Производное слово- образованное от чего-либо другого.

Слайд 5

Научная новизна и теоретическая значимость Выделены уме­ния , характеризующие овладение словообразованием. О пределены педагогические условия успешного обучения детей способам словообразования.

Слайд 6

Цель работы: выявить педагогические условия успешного овладения детьми шестого года жизни способами словообразования, их осознанного использования.

Слайд 7

Задачи: выявить особенности владения старшими дошкольниками сло вообразованием; определить педагогические условия, обеспечивающие успешное усвоение дошкольниками способов словообразования и их произвольное использование; разработать и апробировать систему педагогической работы, со действующую овладению словообразованием воспитанниками старшей группы.

Слайд 8

Результаты обследования детей Высокий уровень : дети извлекают из словообразовательной структуры слова нужную информацию и объясняют его происхождение. Средний уровень : при помощи наводящих вопросов образовывают слова с опорой на образец взрослого. Низкий уровень: дети понимают производное слово, но затрудняются найти причину его названия.

Слайд 9

Педагогические условия овладения способами словообразования поэтапность формирования способов словообразования (от освоения значения исходных слов к выяснению значений и систем­ных связей производного слова к произвольному использованию усвоенных способов словообразования). мотивированность обучения (такая организация ситуации общения, при которой возникает естественная потребность в пони­мании и использовании производного слова; образование слова). продолжительность и систематичность обучения детей слово­образованию. индивидуальный подход в обучении.

Слайд 10

Технология работы с детьми На первом этапе детей знакомили со способами этимологического анализа слов, со словообразовательными элементами и смыслоразличительными функциями. В качестве материала для этимологического анализа использовались имена известных литературных персонажей, названия знакомых животных, растений.

Слайд 11

Технология работы с детьми На втором этапе представления дошкольников о словообразовательных элементах закреплялись в упражнениях на словотворчество, через серию игр и заданий, которые содержали репродуктивные и творческие задания.

Слайд 12

Технология работы с детьми На третьем этапе , детей привлекали к решению задач творческого характера: придумыванию названий городу, имен персонажу.

Слайд 13

График результатов проведенной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация компьютерных игр (заданий) в работе по формированию грамматического строя речи

Мы попытались разработать простые компьютерные игры, позволяющие вести работу по совершенствованию грамматического строя  речи с детьми, страдающими ОНР. В работе по созданию игр было использован...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

Работа по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду

 Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их со...

Из опыта работы воспитателя Коршуновой Е.Е. Источники формирования грамматического строя речи детей

laquo;Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову,а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе,постоянно распределяя по руб...

Картотека игр индивидуальной работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАКЦель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка (кака...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....