Конспект НОД для подготовительной группы "Как зимуют насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД как зимуют насекомые | 20.69 КБ |
презентация к НОД как зимуют насекомые | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Калайтан А. В., БДОУ г. Омска «Детский сад № 148», 2014 год
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Тема: Как насекомые зимуют.
Цель: продолжать учить детей коллективному сочинению сказки на тему: «Как Муравей Иванович к зиме готовился».
Задачи:
Систематизировать и дополнить знания о насекомых, сообщить интересные факты о них;
Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире;
Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности;
Продолжать учить отгадывать загадки, используя такой прием как разгадывание кроссворда;
Продолжать учить изображать художественную композицию на заданную тему.
Материалы, оборудование:
Проектор, презентация по теме, карандаши, листы бумаги.
Ход НОД
Перед детьми стоит доска, на которой – презентация по теме (слайд1)
Представление темы:
- Сегодня мы с вами поговорим об интересном явлении. А о каком, вам предстоит узнать. Для этого отгадайте кроссворд (слайд2)
- Мы отгадываем слово за словом, загадки и картинки вам будут помогать. И то слово, которое получится в середине – и будет названием нашей темы, мы узнаем, о чем пойдет речь. Готовы?
(слайд3,4)
Он - музыкант и знает в этом толк,
Хоть и похож на огуречика,
Ну кто из нас не знает зелёного … (кузнечика).
(слайд5)
(слайд6)
Не птичка , а с крыльями. (бабочка)
(слайд7)
(слайд8,9)
На солнечной полянке, на речке у пруда
Кружится егоза. Её названье - … (стрекоза).
(слайд10)
(слайд11)
Весною на опушке в ковре цветущих трав,
Как звонкая капель жужжит мохнатый … (шмель).
(слайд12)
(слайд13,14)
Летит – жужжит. Сядет – молчит. (жук)
(слайд15)
(слайд16)
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят - у меня есть жало.
И на брюшке полоса,
Потому, что я … (оса).
(слайд17)
(слайд18)
Ей в шкафу вольготно жить:
Раз - личинки отложить,
Два - наесться вкусной шерсти,
Три – по комнате кружить.
В результате же – четыре –
Кто летает по квартире,
Дразнит целую семью,
Даже бабушку мою? (моль)
(слайд19)
(слайд20)
Голос тонок, нос долог.
Кто их убьёт – свою кровь прольёт. (комары)
(слайд21)
(слайд22,23)
Живёт в лесу малыш изящный,
Пусть ростом мал, да работящий.
Весь день без устали снуёт –
То прут, то брёвнышко несёт. (муравей)
(слайд24,25)
Кроссворд заполнен. Видно, что ключевое слово – насекомые.
Сообщается об этом детям. Делаем вывод, что мы будем разговаривать о насекомых.
- Но ведь о насекомых можно говорить много и долго. О чем же конкретно мы будем беседовать, вы это узнаете из стихотворения.
(слайд26-31)
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке -
Русская румяная зима!
(Дмитрий Кедрин , 1 октября 1942 г.)
- О чем это стихотворение?
- О смене времен года.
- Правильно. Сегодня мы поговорим о том, как насекомым живется. А именно как нелегко им приходится во время «русской румяной зимы».
Физкультминутка
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
- Отдохнули? А теперь присядьте и послушайте красивую историю.
(по ходу рассказа меняются слайды 32-39
Не обязательно рассказывать всю историю, можно сделать выборку по смыслу)
Низко-низко нависло серое осеннее небо. Холодный ветер гуляет среди голых деревьев. Одинокая ворона на вершине старого тополя зябко втянула голову в плечи — наверное, завидует улетевшим на юг журавлям. Нелегкая жизнь ждет зимой птиц и лесных зверей. А каково в это время насекомым — крошечным существам с холодной кровью? Как переживают они зиму, спасаются от стужи?
Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Срок их жизни — один-два теплых месяца, иногда день-другой.
Вот тихо сидит на травинке пестрый летний мотылек. Почти месяц он кружился над цветами, пил медовый нектар. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки. Бабочка сидит неподвижно. Медленно, постепенно угасают в ней жизнь, слабеет дыхание. Сначала бабочка вздрагивает от каждого постороннего движения, потом до нее можно дотронуться — она не пошевельнется. Так умирают насекомые — тихо, спокойно, словно погружаясь в глубокий сон. Пройдет день-другой, и высохшее тельце бабочки, словно осенний лист, упадет на землю. Вот и все.
Нет, далеко не все. Где-то в основании сухой веточки аккуратной кучкой отложены зеленые яички бабочки, каждое с булавочную головку. Им нипочем зимняя стужа. Под тончайшей крепкой скорлупой хранят они жизнь будущего поколения.
Но иногда среди январской стужи в комнате вдруг запляшет на окне раскрасавецпавлиний глаз. Оказывается, бабочка спряталась осенью где-то между рамами, а теперь разбудило ее тепло отопительных батарей. Если поставить в комнате блюдечко с подслащенной водой, бабочка может прожить до весны. За окном вьюга, мороз, а по комнате порхает вишнево-красная бабочка — прощальный подарок минувшего лета. Многие из бабочек — крапивница, траурница и павлиний глаз — заберутся осенью глубоко в кучи сухих листьев или хвороста и там в глубоком сне переживают зиму.
В природе насекомых, перезимовавших взрослыми, легко узнаешь — они появляются весной самыми первыми. Еще не весь снег растаял, а уже летают желто-серые крупные мухи, похожие на обычных комнатных мух. Летом их и не увидишь, а глубокой осенью эти насекомые назойливо лезут в комнату, ищут места потеплее, где можно спастись от холода.
Почва, слой сухой хвои в лесу — обычные места зимовки насекомых. Где-нибудь в сухой трухе старого пня можно найти толстого мохнатого шмеля или черно-желтую осу. У шмелей и ос зимуют только самки. Гибнут самцы, гибнут и рабочие осы, пустеет изящное, но совершенно негодное для жизни в морозную зиму гнездо, а молодые самки ищут зимние убежища в трухлявых пнях. Не слишком удобные хоромы, зато тепло и безопасно.
Божьи коровки летом живут поодиночке, не обращая друг на друга внимания, но осенью многотысячными стаями слетаются в места зимовок. Никто толком не знает, почему эти жучки скапливаются среди сухой листвы в каком-то одном месте в несчетном количестве. Кругом точно такие места, кучи старой листвы, но коровки их избегают и летят, летят без конца, собираясь со всей округи к заветному месту, словно по какому-то единому для всех приказу.
Все ли зимующие насекомые погружены в глубокую зимнюю спячку? Оказывается, часть насекомых не впадает в зимний сон и почти всю зиму ползает, роется, копошится, будто и нет зимы. Тайная, скрытая от человеческого глаза жизнь теплится под снежным одеялом.
Но почему же холод не убивает насекомых? Неужели же жидкости в теле насекомых замерзают, превращаются в лед?
И на этот вопрос ответят только факты. Ударьте в десятиградусный мороз топором по лежащему на улице полену. Не в первом, так во втором полене вы найдете спящую личинку жука-дровосека. Она будет неподвижной, но мягкой. Значит, и жидкость в ней не замерзла. Не замерзает она потому, что насекомое прекрасно подготовлено к зимовке. Как только лето пойдет на убыль, в тельце насекомого образуются толстые слои жира, а воды становится все меньше и меньше. Если бы в организме оставалась свободная вода, она бы замерзла при нуле градусов и кристаллики льда разорвали бы нежнейшие ткани насекомого. Осенью на месте воды внутри тела насекомого вырабатывается глицерин — жидкость, не замерзающая даже в самые лютые холода.
Откуда насекомые узнают о предстоящей зиме? Здесь не может быть единого ответа. Для одних сигналом служит приход холодных августовских ночей; другие чувствуют, как становятся короче дни; у третьих как бы установлены внутри невидимые часы, которые ведут счет жизни насекомого. Общее для всех только в одном: насекомые не знают, не думают о будущей зиме. Их организм сам, как бы автоматически, начинает выполнять все то, что нужно для зимовки.
Перестройка организма при подготовке к зиме и сама зимовка за долгие миллионы лет стали для многих насекомых необходимостью. Найдя осенью куколку бабочки, вы вносите ее в теплую комнату и ждете, когда насекомое вылупится. Но чаще всего ваши ожидания будут тщетными. Куколка должна пробыть на холоде месяц-другой. Закалка морозом необходима для ее успешного развития. Поэтому лучше оставить ее до января в холодильнике или просто на улице, а потом внести в тепло. И в один прекрасный день в картонной коробке, где тихо покоилась куколка, развернет свои многоцветные крылья красавица бабочка.
После рассказа о насекомых (при необходимости параллельно вести беседу с детьми по теме), провести физминутку.
Физкультминутка «Муравей»
Муравей нашёл былинку,
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинке
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей,
Он ползёт уже с трудом
Но зато такой хороший
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами).
Коллективное сочинение сказки на тему: «Как Муравей Иванович к зиме готовился» (слайд39)
Предложить детям сочинить сказку. Напомнить о правилах сочинения на заданную тему (не отвлекаться от темы; у сказки должно быть начало, середина и конец).
Воспитатель начинает, дети по очереди продолжают сочинять и рассказывать.
«Осень была в самом разгаре. Ветер дул все сильнее, солнышко уже совсем не грело, листьев на деревьях становилось все меньше и меньше, а день – все короче и короче.
И вот наступил такой день, когда Муравей Иванович понял – пора!...»
После рассказа сказки, ее можно записать и в последующем оформить альбом с иллюстрациями.
Рисование иллюстраций к сказке. Под спокойную музыку, дети рисуют иллюстрации к сочиненной сказке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Он - музыкант и знает в этом толк, Хоть и похож на огуречика , Ну кто из нас не знает зелёного …
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. К У З Н Е Ч И К А
Не птичка, а с крыльями.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А
На солнечной полянке, на речке у пруда Кружится егоза. Её названье - …
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А
Весною на опушке в ковре цветущих трав, Как звонкая капель жужжит мохнатый …
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь
Летит – жужжит. Сядет – молчит.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К
Те , с кем рядом я жужжала, Помнят - у меня есть жало. И на брюшке полоса, Потому, что я …
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А
Ей в шкафу вольготно жить: Раз - личинки отложить, Два - наесться вкусной шерсти, Три – по комнате кружить. В результате же – четыре – Кто летает по квартире, Дразнит целую семью, Даже бабушку мою?
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь
Голос тонок, нос долог. Кто их убьёт – свою кровь прольёт.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь К О М А Р Ы
Живёт в лесу малыш изящный, Пусть ростом мал, да работящий. Весь день без устали снуёт – То прут, то брёвнышко несёт.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь К О М А Р Ы М У Р А В Е Й
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. А К Ч О Б А Б К У З Н Е Ч И К А С Т Р Е К О З А Ш М Е Л Ь Ж У К О С А М О Л Ь К О М А Р Ы М У Р А В Е Й
ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ КРАПИВНИЦА ТРАУРНИЦА
ОСА ШМЕЛЬ
БОЖЬЯ КОРОВКА
ЖУК ДРОВОСЕК ЛИЧИНКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"
В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...
Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»
познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «п...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы».
Конспект занятия в подготовительной группе«Зимующие птицы».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать лю...
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы". Цель данного урока заключается в том, чтобы познакомить детей с зимующими птицами....
Конспект НОД в подготовительной группе «Зима»
Образовательные задачи:Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.Учить детей согласовывать имена сущ., с именами прил., Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы разв...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...