Рекомендации для педагогов по ознакомлению дошкольников со фразеологизмами
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В данной статье предложен примерный набор фразеологических оборотов, изложены методы знакомства с лексическими значениями фразеологизмов. Статья будет интересна как для педагогов, так и для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 15.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Русский язык богат фразеологическими оборотами, которые придают высказываниям особую выразительность, служат средством создания образности. Фразеологические обороты – важный строительный материал языка. Они могут служить для обозначения предмета и явления, действия и состояния, свойств, качеств и признаков.
При работе с фразеологическими оборотами педагог:
- знакомит детей с лексическим значением оборота (здесь широко используется познавательная информация);
- упражняет детей в использовании фразеологизмов в речи.
Некоторые устойчивые словосочетания можно (и даже лучше) давать как фразеологизмы - синонимы или фразеологизмы - антонимы.
В работе желательно использовать наглядность, примеры из художественных произведений, из истории, из жизни детей.
Примерный набор фразеологических оборотов.
Бить баклуши – ничего не делать, бездельничать.
Баклуши – чурочки, деревянные небольшие брусочки для изготовления мелких изделий (ложек, поварешек и пр.). Бралось полено (обычно осиновое) и разбивалось (раскалывалось) на баклуши. С точки зрения занятых людей, разбивать (бить) баклуши – пустая трата времени, очень несложное дело. Отсюда и значение фразеологизма «делать несерьезное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».
Как на блюдечке – хорошо, отчетливо виден. Так говорят о предметах, расположенных на открытом месте.
Для объяснения фразеологизма можно использовать сравнение двух картинок (или реальных предметов). Например: яблоко на блюдце и яблоко в глубокой миске.
Брать ноги в руки – не мешкая, без промедления, быстро идти куда – либо.
С быстротою молнии – очень быстро, мгновенно.
Вверх дном – наоборот, противоположно тому, как надо.
Как из ведра (лить, хлынуть) – очень сильный дождь.
Вешать (повесить) голову (головушку)- приходить в уныние, в отчаяние.
При объяснении можно вспомнить сказки: кто из героев и по каким причинам вешал головушку (ниже плеч).
Вешать лапшу на уши – обманывать, врать, рассказывать небылицы (то, чего не было).
При объяснении и закреплении фразеологизма можно вспомнить сказки («Волк и лиса»), рассказы (например, Н. Носов «Фантазеры»), где герои вешали лапшу на уши.
Водить за нос – обманывать, обещать что-либо и не выполнять.
Введение фразеологизма можно начать с рассказа о том, что в давние времена бродячие артисты водили напоказ медведей. При этом медведю в нос продевали кольцо, за которое держали мишку, заставляли подниматься на задние лапы. Медведя заставляли танцевать и выполнять разные фокусы, обманывая его сладостями. Медведь народ веселил, но свои сладости не получал (только маленькими кусочками, которые не могли его порадовать).
Встать с левой (не с той) ноги – быть в мрачном, плохом настроении, раздраженном состоянии.
Введение фразеологизма можно начать с рассказа о том, что в давние времена считалось, что правая сторона хорошая, а левая – плохая. Поэтому вставать после сна с левой ноги предвещало неудачу, и это очень расстраивало человека.
В русских сказках приводила путь-дорожка богатырей к камню (столбу) с надписью: «На права пойдешь…, на лево пойдешь…». И то, что обещалось на пути по правой дороге всегда было лучше, чем то, что предсказывалось на пути по левой дороге. Например, в сказке «Иван-царевич и серый волк».
Глаз радуется – приятно смотреть на кого-либо, что-либо.
Глаза на мокром месте – кто-либо плаксив, слезлив; часто и беспричинно плачет.
Глаза слипаются – очень хочется спать.
При работе с фразеологизмом вспомнить с детьми
Глаза разбегаются – кто-либо не может сосредоточить взгляд на чем-либо от разнообразия (впечатлений).
Без пяти минут – почти стал кем-либо.
Желательно ввести в мае (без пяти минут ученики). При введение можно использовать песочные часы (5 минут).
Водой не разлить (не разольешь) – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Можно использовать примеры из сказок (например, «Бременские музыканты»), примеры дружбы детей в группе.
При работе над фразеологизмом можно рассказать о том, что в давние времена в русских селах существовал обычай поливать дерущихся быков водой, чтобы разнять их.
Вставлять (ставить) палки в колеса – намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.
Введение фразеологизма можно начать с рассказа о том, что в давние времена люди ездили на телегах. И, конечно, на телегах не было тормозов. Для этого люди использовали специальные палки для замедления хода телеги, повозки.
Засучив рукава – не жалея сил, много и усердно, старательно что-либо делать.
Расскажите (и покажите) детям, что в Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали.
Спустя рукава – небрежно, плохо, кое-как делать что-либо.
Как две капли воды – совершенно, очень сильно похож (о полном, обычно внешнем, сходстве лиц, предметов, явлений).
При введении и закреплении фразеологизма можно использовать примеры из сказок и рассказов.
С гулькин нос – очень мало; очень мал, невелик (о чем-либо небольшом по размерам, по величине).
Детям рассказывается о том, что данный фразеологизм напрямую связан с носом голубя. Он означает – размером с ном голубя. Голуби воркуют – гуль – гуль – гуль. А люди ласково их за это называют гуля, гулька.
Как за каменной стеной – под надежной защитой.
При введение данного фразеологизма можно вспомнить с детьми сказку С. Михалкова «Три поросенка» (Стены какого домика оказались надежной защитой для маленьких поросят?).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход педагога при ознакомлении дошкольников с русской традиционной куклой
Проблемы, пути реализации и перспективыкомпетентностного подхода в образовании...
Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"
В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...
Наглядно-методический материал для педагогов по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я. Маршака
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал – иллюстрации к стихам С.Я. Маршака с дополнительным материалом к планированию занятий. Данный материал предназначен для пров...
Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению старших дошкольников с пейзажной живописью
В статье представлены рекомендации для педагогов детских садов по организации работы по развитию художественно-эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с пейзажной жи...
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»
Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения» Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важн...
Рекомендации педагогам для ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом
Подборка материалов предназначена для воспитателей и педагогов, которые знакомят дошкольников с Санкт-Петербургом. Я предлагаю перечень дидактических, развивающих игр, игровых упражнений, конструктивн...
Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению обучающихся с государственными символами
Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения...