Развитие связной речи у дошкольников с ОНР
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Актуальные методы и приёмы в работе логопеда по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей с ОНР
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциала детей.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.
Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевой патологии.
Это обусловлено рядом причин:
- недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, грамматического, лексического) и ограниченными речевыми возможностями детей с ОНР;
- недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (сложность в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, а в свободной речи – смысловые пропуски, аграмматизмы) ;
- психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) ;
- сложностями в организации работы логопеда и налаживанием тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.
Многие специалисты по исследованию речи детей (В. К. Воробьёва, В. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.) подчёркивают, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения.
Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях метода наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (Ефименкова Л. Н., Воробьева В. К., Ткаченко Т. А.) . Включение наглядных моделей в процессе обучения позволяет логопеду обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, целенаправленно развивать монологическую речь.
Данный метод может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания, такими как:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры или полоски;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;
- планы и условные обозначения, используемые в них.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Мнемотехника, – система специальных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциативных связей в коре головного мозга человека. При этом организация учебного процесса происходит в виде игры, что способствует достаточно долго поддерживать интерес ребенка к занятию.
Использование опорных рисунков для обучения рассказыванию увлекает детей, превращает учебное занятие в игру, наглядный материал усваивается лучше. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. При этом значительно сокращает время обучения и улучшает его качественные показатели, развиваются коммуникативная и планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывая об этом.
Коррекционно-логопедическую работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа:
1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2 этап: Перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказа по заданной мнемотаблице (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны справляться с данным заданием самостоятельно) .
Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Использовать метод наглядного моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по-разному у каждого ребёнка), создавать собственные творения, развивают свою фантазию и речь.
Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование педагогом на занятиях различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов, рисунков-пиктограмм и др.) эффективно развивает умственные способности дошкольников с ОНР.
Большинство подгрупповых занятий, занятий воспитателя по заданию логопеда и повторение дома родителями с детьми изученного материала по лексическим темам проводится с использованием индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи. Игровые упражнения и задания альбомов учат:
- определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы) :
- сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам;
- правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям;
- составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке;
- составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану.
Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенку нужно:
- ясно представлять главную мысль рассказа,
- уметь анализировать,
- устанавливать различные отношения между предметами и явлениями,
- уметь подбирать адекватные для той или иной мысли слова,
- уметь строить простые и сложные предложения.
Это становится возможным, когда ребенок зрительно имеет перед глазами картинную опору.
Использование большого количества наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения позволяет логопеду:
- провести эффективную работу по развитию активного и пассивного словаря по каждой лексической теме;
- закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;
- формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;
- научить детей составлять план устного высказывания;
- осуществлять правильный подбор речевых средств;
- научить детей составлять рассказы по восприятию (рассказы по сериям картин и по сюжетной картине, рассказы-описания, рассказы-сравнения, повествовательные рассказы, рассказы по представлению (из личного опыта) и рассказы по воображению (творческие рассказы и сказки) .
У детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы и т. п., появляется возможность применить полученные речевые навыки на практике.
Постепенно в ходе обучения у детей с ОНР формируются представления об основных принципах построения связного сообщения:
- последовательное изложение произошедших событий,
- отражение причинно-следственных связей,
- определение основной мысли,
- соответствующий выбор лингвистических средств.
На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор. Использование пособий поможет подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также развить у них языковое чутье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения...