Развитие связной речи у дошкольников с ОНР
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Актуальные методы и приёмы в работе логопеда по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей с ОНР

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциала детей.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.

Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевой патологии.

Это обусловлено рядом причин:

- недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, грамматического, лексического) и ограниченными речевыми возможностями детей с ОНР;

- недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (сложность в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, а в свободной речи – смысловые пропуски, аграмматизмы) ;

- психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) ;

- сложностями в организации работы логопеда и налаживанием тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Многие специалисты по исследованию речи детей (В. К. Воробьёва, В. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.) подчёркивают, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения.

Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях метода наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (Ефименкова Л. Н., Воробьева В. К., Ткаченко Т. А.) . Включение наглядных моделей в процессе обучения позволяет логопеду обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, целенаправленно развивать монологическую речь.

Данный метод может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания, такими как:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- творческий рассказ.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры или полоски;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

- планы и условные обозначения, используемые в них.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Мнемотехника, – система специальных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциативных связей в коре головного мозга человека. При этом организация учебного процесса происходит в виде игры, что способствует достаточно долго поддерживать интерес ребенка к занятию.

Использование опорных рисунков для обучения рассказыванию увлекает детей, превращает учебное занятие в игру, наглядный материал усваивается лучше. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. При этом значительно сокращает время обучения и улучшает его качественные показатели, развиваются коммуникативная и планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывая об этом.

Коррекционно-логопедическую работу на занятиях по мнемотаблицам обычно строят в три последовательных этапа:

1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.

2 этап: Перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.

3 этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказа по заданной мнемотаблице (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны справляться с данным заданием самостоятельно) .

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Использовать метод наглядного моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по-разному у каждого ребёнка), создавать собственные творения, развивают свою фантазию и речь.

Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование педагогом на занятиях различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов, рисунков-пиктограмм и др.) эффективно развивает умственные способности дошкольников с ОНР.

Большинство подгрупповых занятий, занятий воспитателя по заданию логопеда и повторение дома родителями с детьми изученного материала по лексическим темам проводится с использованием  индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи. Игровые упражнения и задания альбомов учат:

- определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы) :

- сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам;

- правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям;

- составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке;

- составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану.

Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенку нужно:

- ясно представлять главную мысль рассказа,

- уметь анализировать,

- устанавливать различные отношения между предметами и явлениями,

- уметь подбирать адекватные для той или иной мысли слова,

- уметь строить простые и сложные предложения.

Это становится возможным, когда ребенок зрительно имеет перед глазами картинную опору.

Использование  большого количества наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения позволяет логопеду:

- провести эффективную работу по развитию активного и пассивного словаря по каждой лексической теме;

- закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;

- формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;

- научить детей составлять план устного высказывания;

- осуществлять правильный подбор речевых средств;

- научить детей составлять рассказы по восприятию (рассказы по сериям картин и по сюжетной картине, рассказы-описания, рассказы-сравнения, повествовательные рассказы, рассказы по представлению (из личного опыта) и рассказы по воображению (творческие рассказы и сказки) .

У детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы и т. п., появляется возможность применить полученные речевые навыки на практике.

Постепенно в ходе обучения у детей с ОНР формируются представления об основных принципах построения связного сообщения:

- последовательное изложение произошедших событий,

- отражение причинно-следственных связей,

- определение основной мысли,

- соответствующий выбор лингвистических средств.

На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор. Использование пособий поможет подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также развить у них языковое чутье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....