Конспект НОД по речевому развитию "Улетная галка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Гушт Рафина Загировна

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе№10 «Звукарик» воспитатель Гушт Р.З.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе№10 «Звукарик»

Тема: «Улетная галка»

Цель:: расширить, обобщить и систематизировать представления детей о птице «Галка», познакомить со средой обитания , особенностями внешнего вида и образа жизни

Задачи: Познакомить с явлением, описанным в рассказе Л. Н. Толстого. Учить детей воспринимать текст на слух, запоминать последовательность рассказа, учить пересказывать, развивать грамматический строй речи Побуждать задавать вопросы.  продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковую и интонационную культуру  речи, развивать эмоции, внимание, воображение, мышление. Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.

Оборудование: Картинка с изображением галки.

Аудиозапись голоса галки.

Книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с иллюстрацией рассказа «Галка и кувшин».

Птица-галка в исполнении взрослого.

Прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.

Пуговицы(корм).

Альбомные листы по количеству детей с нарисованным карандашом кувшином, цветные карандаши.

Ход занятия

(Включается видеозапись голосов птиц)        

Воспитатель: Ребята, чьи это голоса мы слышим?

Ответы детей (голоса птиц)

Воспитатель: А как вы думаете, какие птицы так кричат?

Послушайте загадки:

Черная птица

Никого не боится,

На зиму не  улетает

Нашу местность оживляет.

Дети: Это галка.

Воспитатель: раз галка на зиму не улетает, какая эта птица? (Зимующая)

Чёрные птицы
На ворону похожи,
На грача тоже.
Дружат с людьми –
Кто они?

                      Галки

Воспитатель: Ребята в загадке описывается, что галки дружат с людьми. На самом деле обитают в парках, скверах, любят строить свои гнезда близко к человеческому жилью. Галки очень общительные. Вы, наверно, заметили, что птицы в основном общаются только с птицами своей породы. Галки же наоборот любят общаться с воронами, грачами,  голубями. Как можно назвать птиц которые любят общаться? (общительные)

Воспитатель: Скажите, а где мы в детском саду встречались с этой птицей?

Дети: В мини-зоопарке детского сада

Воспитатель: Да, ребята, галок очень легко приручить.  Вспомним скороговорку про галку.

Дети:

На березе галка,

На берегу галька.

Давайте представим, что мы с вами птицы и попробуем изобразить голоса этих птиц.(кау или кья)

Воспитатель: Галки живут все время парами. И даже если они в стае, можно увидеть, что птицы держатся парами.  Еще не закончилась зима, а галки уже заботятся о своем будущем потомстве и начинают строить себе гнездо. Как вы думаете, из чего птицы строят свои гнезда? (Ветки, солома, перышки, кусками  тряпок). Послушайте стихотворение:

 Вы видели галку, которая палку
Постукала клювом, потом осмотрела,
И вдруг как ударит, сломав посерёдке?
Со сломанной палкой она улетела.

Ещё пару галок я с палками встретил.
Подумал: Зачем этим птицам те палки?
Следя за полётом, я вот что заметил,
Жилища свои ремонтируют галки.

Воспитатель: Правильно. Галки очень шумные и суетливые. Можно наблюдать, как птицы норовят растащить по веточке гнезда своих соседей . галки кричат, ссорятся, бывает дело доходит до драки. Галки успокаиваются только тогда, когда весной  начинают высиживать яйца. Посмотрите на картинку и посчитайте сколько яиц в гнезде у галки?  Яйца самка откладывает 5 штук. Самка и самец высиживают яйца по очереди.

Воспитатель: Дети а как называются птенцы галки?

Дети:  Галчата

А один птенец? (галчонок)

Воспитатель: А давайте вспомним птенцов других птиц.

Дидактическая игра «Назови птенца»

Птенец галки – галчонок.

Птенец вороны –  … вороненок.

Птенец скворца – … скворчонок.

Птенец кукушки – … кукушонок.

Птенец аиста – … аистенок.

Птенец совы – … совенок.

Птенец журавля – … журавленок.

Птенец грача – … грачонок.

 Воспитатель: Когда у галок появляются галчата , у галок начинается самое хлопотливое время. Галчата быстро растут и  все время требуют поесть. Родители непрерывно таскают им еду. Кормятся галки насекомыми, червяками, личинками, любят бобы и горох, всходы на полях. Летом клюют вишни и сливы. На бахчах клюют корку арбузов, добывая тем самым сладкую воду.

Как вы думаете галки полезные птицы или вредители?

Ответы детей. (Вредят тем, что клюют бобы, вишни, сливы, арбузы)

Но больше  полезные –клюют червяков, личинок, мошек, спасая посевы от вредителей

Игра  «Галки ищут корм»

Хлеб и крошки
На окошке -
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!

Дети имитируют полет птиц и перебегают от столов  на ковер, на котором рассыпано множество мелких предметов. Это личинки, черви, зерна и прочий птичий корм. Воспитатель уточняет, что за один полет галка может унести только две штуки, а за второй полет-три штуки. Для того, чтобы накормить пятерых птенцов.  Дети летят за кормом дважды. Затем подсчитывают общее количество пуговиц. Делается вывод о том, что число пять состоит из двух и трех штук .

Забегает птица галка «Спасите – помогите, наговорилась со своими соседями грачами и воронами, так в горле пересохло, нет ли у вас воды попить?

Воспитатель: Есть у нас кувшин с водой, попей пожалуйста.

Галка пытается попить, но клюв не достает до дна кувшина.

Галка: Воды мало в кувшине, мой клюв не достает, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете чем мы можем помочь галке? Ответы- предположения детей.

Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ Льва Николаевича Толстого «Умная галка», а вы послушайте внимательно.  я думаю мы там найдем решение для нашей галки.

Воспитатель  читает рассказ и одновременно показывает детям иллюстрации из книги Л.Н. Толстого «Умная галка».

       Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода

стала выше и можно было пить.

Воспитатель: Что хотела галка?

Дети: Галка хотела пить.

Воспитатель: Почему галка не смогла достать воды?

Дети: Воды в кувшине было мало.

Воспитатель: Что сделала галка?

Дети: Галка брала камешки в клюв и кидала их в кувшин.

Воспитатель: Смогла ли галка попить?

Дети: Да!

Воспитатель: Какая галка в рассказе? (подводим к ответу - умная)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Умная галка»?

Дети: Л.Н. Толстой считает галку умной, потому что она догадалась набросать в кувшин камешки.

Воспитатель: А теперь мы можем помочь нашей галке напиться воды? выставляет на стол прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.

Что  мы должны сделать для того, чтобы галка напилась?

Дети вспоминают текст, бросают в воду  камешки.

Воспитатель: Что произошло с водой?

Дети: Вода поднялась к краю кувшина.

Воспитатель: Давайте предложим теперь галке напиться.

 Физ.минутка.

Поглядите: боком, боком          руки на поясе, шагая повернуться                                      

                                                                             притопывая;

ходит галка мимо окон                    

скок-поскок                                 в полуприседе прыжки в стороны;

                                                           

 да скок-поскок                          в полуприседе прыжки вперед-назад;

дайте булочки кусок!                 развести руками и сложить просящее.

 Повторное чтение рассказа воспитателем  с нацеливанием на последующий пересказ.

Воспитатель: А теперь я еще раз прочитаю рассказ Л.Н Толстого «Умная галка». Старайтесь хорошо запомнить рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

воспитатель выразительно читает рассказ.

Посмотрите  на картинки и расскажите, что же случилось с галкой

Дети пересказывают, дополняя друг друга, вставляя прилагательные .

 Воспитатель: Молодцы дети, вы внимательно слушали и хорошо запомнили рассказ. А сейчас я предлагаю, нашу гостью не отпускать с пустыми руками, а нарисовать для нее рисунки. У меня на рисунке нарисован кувшин, а вы к нему дорисуете галку.

Дети рисуют птицу, воспитатель поощряет отличившие рисунки. 

Домашнее задание: Самостоятельно раскрасить кувшин  и рассказать родителям рассказ о своей галке.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе№10 «Звукарик»

Тема: «Улетная галка»

Цель:: расширить, обобщить и систематизировать представления детей о птице «Галка», познакомить со средой обитания , особенностями внешнего вида и образа жизни

Задачи: Познакомить с явлением, описанным в рассказе Л. Н. Толстого. Учить детей воспринимать текст на слух, запоминать последовательность рассказа, учить пересказывать, развивать грамматический строй речи Побуждать задавать вопросы.  продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковую и интонационную культуру  речи, развивать эмоции, внимание, воображение, мышление. Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.

Оборудование: Картинка с изображением галки.

Аудиозапись голоса галки.

Книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с иллюстрацией рассказа «Галка и кувшин».

Птица-галка в исполнении взрослого.

Прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.

Пуговицы(корм).

Альбомные листы по количеству детей с нарисованным карандашом кувшином, цветные карандаши.

Ход занятия

(Включается видеозапись голосов птиц)        

Воспитатель: Ребята, чьи это голоса мы слышим?

Ответы детей (голоса птиц)

Воспитатель: А как вы думаете, какие птицы так кричат?

Послушайте загадки:

Черная птица

Никого не боится,

На зиму не  улетает

Нашу местность оживляет.

Дети: Это галка.

Воспитатель: раз галка на зиму не улетает, какая эта птица? (Зимующая)

Чёрные птицы
На ворону похожи,
На грача тоже.
Дружат с людьми –
Кто они?

                      Галки

Воспитатель: Ребята в загадке описывается, что галки дружат с людьми. На самом деле обитают в парках, скверах, любят строить свои гнезда близко к человеческому жилью. Галки очень общительные. Вы, наверно, заметили, что птицы в основном общаются только с птицами своей породы. Галки же наоборот любят общаться с воронами, грачами,  голубями. Как можно назвать птиц которые любят общаться? (общительные)

Воспитатель: Скажите, а где мы в детском саду встречались с этой птицей?

Дети: В мини-зоопарке детского сада

Воспитатель: Да, ребята, галок очень легко приручить.  Вспомним скороговорку про галку.

Дети:

На березе галка,

На берегу галька.

Давайте представим, что мы с вами птицы и попробуем изобразить голоса этих птиц.(кау или кья)

Воспитатель: Галки живут все время парами. И даже если они в стае, можно увидеть, что птицы держатся парами.  Еще не закончилась зима, а галки уже заботятся о своем будущем потомстве и начинают строить себе гнездо. Как вы думаете, из чего птицы строят свои гнезда? (Ветки, солома, перышки, кусками  тряпок). Послушайте стихотворение:

 Вы видели галку, которая палку
Постукала клювом, потом осмотрела,
И вдруг как ударит, сломав посерёдке?
Со сломанной палкой она улетела.

Ещё пару галок я с палками встретил.
Подумал: Зачем этим птицам те палки?
Следя за полётом, я вот что заметил,
Жилища свои ремонтируют галки.

Воспитатель: Правильно. Галки очень шумные и суетливые. Можно наблюдать, как птицы норовят растащить по веточке гнезда своих соседей . галки кричат, ссорятся, бывает дело доходит до драки. Галки успокаиваются только тогда, когда весной  начинают высиживать яйца. Посмотрите на картинку и посчитайте сколько яиц в гнезде у галки?  Яйца самка откладывает 5 штук. Самка и самец высиживают яйца по очереди.

Воспитатель: Дети а как называются птенцы галки?

Дети:  Галчата

А один птенец? (галчонок)

Воспитатель: А давайте вспомним птенцов других птиц.

Дидактическая игра «Назови птенца»

Птенец галки – галчонок.

Птенец вороны –  … вороненок.

Птенец скворца – … скворчонок.

Птенец кукушки – … кукушонок.

Птенец аиста – … аистенок.

Птенец совы – … совенок.

Птенец журавля – … журавленок.

Птенец грача – … грачонок.

 Воспитатель: Когда у галок появляются галчата , у галок начинается самое хлопотливое время. Галчата быстро растут и  все время требуют поесть. Родители непрерывно таскают им еду. Кормятся галки насекомыми, червяками, личинками, любят бобы и горох, всходы на полях. Летом клюют вишни и сливы. На бахчах клюют корку арбузов, добывая тем самым сладкую воду.

Как вы думаете галки полезные птицы или вредители?

Ответы детей. (Вредят тем, что клюют бобы, вишни, сливы, арбузы)

Но больше  полезные –клюют червяков, личинок, мошек, спасая посевы от вредителей

Игра  «Галки ищут корм»

Хлеб и крошки
На окошке -
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!

Дети имитируют полет птиц и перебегают от столов  на ковер, на котором рассыпано множество мелких предметов. Это личинки, черви, зерна и прочий птичий корм. Воспитатель уточняет, что за один полет галка может унести только две штуки, а за второй полет-три штуки. Для того, чтобы накормить пятерых птенцов.  Дети летят за кормом дважды. Затем подсчитывают общее количество пуговиц. Делается вывод о том, что число пять состоит из двух и трех штук .

Забегает птица галка «Спасите – помогите, наговорилась со своими соседями грачами и воронами, так в горле пересохло, нет ли у вас воды попить?

Воспитатель: Есть у нас кувшин с водой, попей пожалуйста.

Галка пытается попить, но клюв не достает до дна кувшина.

Галка: Воды мало в кувшине, мой клюв не достает, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете чем мы можем помочь галке? Ответы- предположения детей.

Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ Льва Николаевича Толстого «Умная галка», а вы послушайте внимательно.  я думаю мы там найдем решение для нашей галки.

Воспитатель  читает рассказ и одновременно показывает детям иллюстрации из книги Л.Н. Толстого «Умная галка».

       Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода

стала выше и можно было пить.

Воспитатель: Что хотела галка?

Дети: Галка хотела пить.

Воспитатель: Почему галка не смогла достать воды?

Дети: Воды в кувшине было мало.

Воспитатель: Что сделала галка?

Дети: Галка брала камешки в клюв и кидала их в кувшин.

Воспитатель: Смогла ли галка попить?

Дети: Да!

Воспитатель: Какая галка в рассказе? (подводим к ответу - умная)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Умная галка»?

Дети: Л.Н. Толстой считает галку умной, потому что она догадалась набросать в кувшин камешки.

Воспитатель: А теперь мы можем помочь нашей галке напиться воды? выставляет на стол прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.

Что  мы должны сделать для того, чтобы галка напилась?

Дети вспоминают текст, бросают в воду  камешки.

Воспитатель: Что произошло с водой?

Дети: Вода поднялась к краю кувшина.

Воспитатель: Давайте предложим теперь галке напиться.

 Физ.минутка.

Поглядите: боком, боком          руки на поясе, шагая повернуться                                      

                                                                             притопывая;

ходит галка мимо окон                    

скок-поскок                                 в полуприседе прыжки в стороны;

                                                           

 да скок-поскок                          в полуприседе прыжки вперед-назад;

дайте булочки кусок!                 развести руками и сложить просящее.

 Повторное чтение рассказа воспитателем  с нацеливанием на последующий пересказ.

Воспитатель: А теперь я еще раз прочитаю рассказ Л.Н Толстого «Умная галка». Старайтесь хорошо запомнить рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

воспитатель выразительно читает рассказ.

Посмотрите  на картинки и расскажите, что же случилось с галкой

Дети пересказывают, дополняя друг друга, вставляя прилагательные .

 Воспитатель: Молодцы дети, вы внимательно слушали и хорошо запомнили рассказ. А сейчас я предлагаю, нашу гостью не отпускать с пустыми руками, а нарисовать для нее рисунки. У меня на рисунке нарисован кувшин, а вы к нему дорисуете галку.

Дети рисуют птицу, воспитатель поощряет отличившие рисунки. 

Домашнее задание: Самостоятельно раскрасить кувшин  и рассказать родителям рассказ о своей галке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...