Развитие связной речи в процессе самообслуживание и элементарного бытового труда дошкольников
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Корчагина Любовь Евгеньевна

Развитие связной речи в процессе самообслуживание и  элементарного бытового труда дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевое развитие дошкольника в различных видах  деятельности»

                               

Развитие связной речи в процессе самообслуживание и

элементарного бытового труда дошкольников

При привитии детям навыков самообслуживания надо целенаправленно и систематически развивать определенные умения: умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Одновременно с развитием этих умений проводится словарная работа. Обогащаем словарь существительных названиями предметов гигиены и частей лица, когда умываются дети. Названия частей тела, одежды, обуви, головных уборов активизируются при сборах на прогулку и после нее. Помимо словаря существительных в речи детей должны быть разнообразные слова-действия (глаголы), так как именно они являются связующими звеньями при постройке предложений. При самообслуживании детей обязательно уделяем внимание развитию глагольного словаря, уточняем значение слов и упражняемся в словообразовании. Обращаем внимание детей на изменение смысла слова с помощью суффиксов или приставок при образовании новой формы: мылить, намылить, мылится; мыть,  помыть, вымыть, смыть, перемыть и т.д.; надевать, одевать, снимать, стаскивать, стягивать, одеваться, раздеваться, наряжаться, обуваться, завязывать, развязывать, класть, ставить, вешать, раскладывать, складывать, перекладывать и т.д. Создаем условия детям для использования этих слов в предложениях во время самообслуживания.  Обращаем внимание на свойства и состояние предметов: грязный - чистый, запачканный, мокрый - сухой, влажный, отглаженный – мятый, намыленный и др. Добавляем их в предложения детей, распространяя их тем самым.

Не менее важную роль в развитии речи детей играет хозяйственно-бытовой труд. Сюда входят дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т.д.

В процессе реализации трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно вводить в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие). Используем в это же время игры на словообразование названий посуды: для сахара – сахарница, для хлеба - хлебница, для масла – масленка и т.д. Также образуем слова-признаки из существительных при игре «Какое получится блюдо из…?»: каша из пшена – пшенная, каша из гороха – гороховая, суп из картофеля – картофельный и т.д. Дети должны составлять правильные фразы, используя правильные глаголы в зависимости от действий, которые они производят: накрываем, расставляем, ставим, переставляем, раскладываем, расправляем,  От словосочетаний и предложений дети учатся постепенно переходить к составлению связных текстов на тему «Дежурство в саду» или «Мой день в детском саду» и т.д. При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т.д. Заодно закрепляем названия постельного белья, частей кровати, ориентировку в пространстве (левый верхний угол подушки, нижний правый угол матраца). Во время этой работы вводим в лексику детей слова: застелил, расстелил, расправил, заправил, поправил, выправил,  разгладил, встряхнул, взбил и т.д. Необходимо учить детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Важно обращать внимание на правильное построение предложений. Определенное место в формировании трудовых навыков и развитии речи детей должна занимать деятельность, связанная с приведением в порядок игрушек, их мытьем и ремонтом. Во время уборки игрушек в  группе дети озвучивают свои действия и строят предложения, активно используя предлоги (Я поставил мотоцикл на полку. Я положила куклу в коляску. Я поставил грузовик под стол и т.д.).

Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время работы на территории детского сада дети должны подметать и поливать площадку, помогать расчищать от мусора дорожки, научиться выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться. С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки …), спецодежды (перчатки, фартуки и т.д.), словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т.д.) В ходе данной работы надо воспитывать у детей чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, учить их помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам. При уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, отсаживать саженцы, надо отрабатывать правильность использования падежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводить в лексику детей слова: растения, садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др. Воспитатель должен рассказать детям о различных комнатных и садовых растениях, научить находить сходства и различия в строении растений и уходе за ними, тем самым обогащая речь детей сложными предложениями с союзами «а» и «и» («У фиалки есть лепестки, и у настурции есть лепестки», «У настурции резкий запах, а у фиалки – нежный запах»). При выполнении всех этих работ воспитатель должен создавать ситуации, способствующие разговору детей друг с другом на конкретные темы в конкретных условиях, связанных с трудовой деятельностью. Коммуникативная функция речи, таким образом, осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Необходимо создавать условия для активного и правильного использования полученных знаний в речи детей (диалоги с педагогами, диалоги между детьми, составление рассказов). Это позволяет, не прибегая к специальным занятиям, в обстановке раскованности и свободного общения задавать детям вопросы, заранее проецируя ответы с нужными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Развитие связной речи в процессе опытно-экспериментальной деятельности в условиях детского сада компенсирующего вида.

Приёмы работы по развитию связной речи в процессе детского экспериментирования. Из опыта работы....

Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию

Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания го...

система работы над развитием связной речи в процессе организованной образовательной деятельности у детей с ЗПР

обобщён материал об особенностях формирования связной речи у детей с ЗПР, показана система работы по коррекции и формированию связной речи у детей данной категории....

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.

Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...

Конспект развития связной речи в процессе игры «День рождения» у старших дошкольников.

Интересная игра для старших дошкольников развивает у детей связную речь в процессе игры; формирует умения общаться в коллективе....

Доклад на тему: "Развитие связной речи в процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольников".

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, фомулирует взгляды и убеждения. Речь о...