Особенности речевого развития детей 2-3 лет
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме
Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_2-3_let.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, формы и функции которой развиваются и усложняются у детей на протяжении всего дошкольного возраста.
Ранний возраст – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается собственно речевой период, когда растет активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение. Рассмотрим особенности речевого развития детей 2 – 3 лет. Каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Но после двух лет, как правило, даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.
Поэтому в это время необходимо уделять больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания малыша. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение со взрослыми и речь взрослых.
Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Необходимо, чтобы ребёнок то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.
В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Нужно пользоваться этим благоприятным моментом, больше общаться с ребенком, таким образом, накапливая его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные), хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. Для этого нужно чаще рассматривать вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждать их, придумывать небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Взрослым необходимо помогать ему в этом – называть все, что делают сами, и комментировать то, что делает малыш. Постепенно в речь ребенка вводятся прилагательные. Чем будет больше их в речи взрослого, тем чаще они будут появляться в речи малыша.
Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными. В таких случаях надо спокойно поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.
Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи. Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи. Обязательно надо хвалить малыша и отмечать его успехи.
Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Беседуя с ребенком, взрослые тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
В заключении, хотелось бы отметить, что в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям – дома. От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с детьми, зависят успехи детей в усвоении родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...
«Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни»
Консультация для родителей...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....