Конспект НОД "Поздняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД "Поздняя осень" составлен для детей 5-6 лет. Образовательные области "Познавательное развитие", "Речевое развитие".
Основные задачи: закрепить и углубить знания детей по данной теме, обучать детей творческому рассказыванию, а также учить детей правильно оценивать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pozdnyaya_osen.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ №6 г.Маркса структурное подразделение МДОУ-д/с №16 г.Маркса
Конспект НОД
тема «Поздняя осень»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Составил:
воспитатель 1 квалификационной
категории
Петрова Татьяна Викторовна
Возрастная группа подготовительная
Конспект НОД «Поздняя осень».
Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
1.Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. 2.Обучать детей творческому рассказыванию (придумывание продолжения рассказа).
3.Учить детей правильно оценивать свою деятельность.
4.Воспитывать в детях желание бережно относиться ко всему живому.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной культуры,
Форма организации: групповая
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, разыгрывание сценок, чтение стихов, речевая игра, д/и, физкультминутки
Оборудование: аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»; осенние листочки; шапочки белки, лесной мыши, зайца-беляка, лисы, лисенка, кабанчика; макеты деревьев с зимующими и перелетными птицами, мультимедиа, презентация, экран.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картин из серии «Дикие животные», чтение рассказов В.Бианки «Лесная газета», Н. Сладкова «Осень», «Почему ноябрь пегий», беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе, заучивание стихов, сценок.
Ход совместной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | |
Слайд 1 (картина поздней осени) Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» читаю стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», затем дети читают стихотворение Плещеева «Осень наступила» Ребята, как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь? Конечно же, об осени. | Дети стоят около педагога Дети читают стихи Предположения детей |
Основная часть | |
- Поздняя осень. Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лес и приобретает однообразный, грязноватый серый вид осени. В это время года природа похожа на уставшего, много работающего человека, которого одолевает сон. Ещё пройдёт несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснёт на целую зиму. Итак, своё очередное заседание клуба знатоков природы мы начали музыкально-литературной страничкой. В своих стихах поэты Пушкин и Плещеев говорили об осенних приметах. Давайте и мы вспомним о них. Физминутка Предлагаю детям взять осенние листочки и покружиться с ними по музыку Чайковского «Октябрь», «Ноябрь» - Ребята, что, по вашему мнению, повлияло на все эти изменения в природе? - Как готовятся звери к зиме? С этого вопроса мы открываем вторую страничку нашего заседания – театральную. Наши постоянные члены клуба сейчас представят вашему вниманию несколько подслушанных разговоров в природе. Итак, сцена 1. «Белка и лесная мышь». Белка: Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает…. Ах злодейка! Мышь: кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка в дупле оказались! - Ребята, какие звери на зиму запасают корм? Слайд 2 (белка, лесная мышь, бобр, барсук, бурундук) - Какие звери впадают в спячку? Слайд 3 (ёж, сурок, суслик, медведь, бурундук) - Как они готовят себе жильё на зиму? Сцена 2. «Кабанчик и лисёнок» Лисёнок: Ай, ай. Ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь? Кабанчик: Худой ты до чего, Лисёнок! Хребет один. Кожа да кости. Как же ты зимовать будешь? Лисёнок: У меня шёрстка густая. Шубка тёплая – не замёрзну! Кабанчик: А у меня хуже думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет! - Как готовится к зиме лисёнок? Правильно, лисёнок, как и некоторые другие звери, меняет летнюю шубку на зимнюю, более густую и пушистую. - Что помогает перезимовать дикому кабану? - Какие ещё звери наедают к зиме жир? Слайд 4 (барсук, медведь) Сцена 3. «Недовольная лиса» Лиса: Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас вон весь в белой щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубу надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом! - Почему лиса осталась недовольной? - Назовите зверей, которые ведут зимой активный образ жизни Слайд 5 (лиса, волк, заяц, лось, косуля, кабан) - У зверей на зиму мех становится густым, у некоторых меняется окраска шерсти, откладывается жир. Всё это помогает им перенести зиму. Молодцы! Так много знаете о жизни животных. - Ребята, а сейчас я вам предлагаю побыть писателями. Я начну рассказ о белке, а вы придумайте продолжение. Слайд 6 (белка с бельчатами) «В одном лесу жила-была белочка. И были у неё детки-бельчата. Всё лето они играли, резвились. Но вот всё чаще небо стало покрываться серыми тучами, стал дуть холодный ветер, моросить дождь. Наступила осень….» А что дальше произошло с белкой и бельчатами? Какие интересные рассказы у вас получились! Молодцы! А сейчас давайте поиграем в игру «Кто у кого» «У белки-бельчата, у лисы - лисята и т.д.» -Ребята, сегодня мы много говорили о том, как звери готовятся к зиме и о том, что им помогает перезимовать. Но самое разумное существо на земле – человек. И он должен заботиться обо всём. Отдельные животные подлежат охране, потому что их становится всё меньше и меньше. Поэтому в нашей стране создано много заповедников, где спокойно живут и размножаются разные звери. А когда их становится много, звероводы вывозят их в другие заповедники и выпускают на волю. Здесь запрещён отстрел животных. Слайд 7 (егеря подкармливают животных) Следующая страничка – о птицах. Предлагаю задание на классификацию птиц: на одном дереве сидят 4 перелётные птицы и одна зимующая, на другом 4 зимующих и одна перелётная) - Всё ли здесь в порядке? Никакая птица не заблудилась? - Как назвать одним словом птиц, которые сидят на ёлке, берёзе? - Да, ребята, уже не распевают птицы весёлых песен, тихо стало в лесу. Перелётные птицы улетают на юг. Почему, по вашему мнению, птицы улетают на юг? Давайте подведем итог. - Птицы улетают, чтобы избежать голод, потому-то остаются на зиму те птицы, которые умеют найти корм зимой. Во время перелётов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря. И всё же птицы зимой нередко голодают. Очень трудно найти им корм во время снегопадов, метелей, когда деревья покрыты изморозью и им трудно добраться до спрятавшихся насекомых. В такую погоду очень много птиц погибает от голода. Физминутка - А что мы с вами можем сделать, чтобы такого не случилось? И если вы поможете птицам зимой, то весной, они расплатятся добром, будут прилетать сюда и очищать растения от насекомых-вредителей, а также радовать нас своим пением. | Дети перечисляют приметы осени Дети легко бегают и кружатся с листочками Рассаживаются на стульчики Предположения детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Рассказы детей Игра с мячом Ответы детей Дети изображают птиц и под музыку «летают» Предположения детей |
Заключительная часть | |
Заседание клуба знатоков природы подошло к концу. Давайте подведем итог. Вот на столе лежат листочки желтого и красного цвета. Ребята, которым легко давались все задания, возьмут желтые листочки и повесят их на первое дерево, а ребята, которые столкнулись со сложностями, возьмите красные листочки и прикрепите их ко второму дереву. Источники информации: В.Бианки «Лесная газета», Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных» | Дети оценивают свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе
Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.
Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...
Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...
Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"
Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...
Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию
Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект утренника "Осень, осень, осень..."
Конспект утренника...