«Новые уроки в Шишкиной школе»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кузьмина Любовь Геннадиевна

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий и  ИКТ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shishkina_shkola.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий и  ИКТ «Новые уроки в Шишкиной школе»

Цель:

В области « Речевое  развитие»: Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Научить образовывать от существительных прилагательные.

В области « Познавательное развитие»: Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения . Правильно называть название сказок.

в области «Социально-коммуникативное развитие»: Повторение домашнего адреса и телефона. Развивать воображение, умение работать в коллективе.

Возраст детей: 6 -7 лет

Место проведения: групповая комната

Предварительная работа:  Игра « Я -ласка» ( уметь ласково называть родных, друзей и т .п ..). Стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Материалы и оборудование: Слайды, видеоролик « Шишкина школа», мяч, карточки с изображением животных

Содержание образовательной
деятельности:

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель: «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя».

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка) .

Воспитатель: «Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка».

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху) .

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой репортаж из « Шишкиной школы» сегодня покажут для нас. (Дети смотрят видео урок об антонимах и синонимах)

А мы можем сами привести примеры? Дети подбирают синонимы к словам: враг, трудиться, лентяй.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами поиграем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова? »

Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель: «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.

Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко) .

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко) .

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец) .

Теперь «начало» я скажу, -

Ну, отвечай… (конец! »

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.

Физминутка: (на экране соответствующие слайды)

«Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой

Он с хвостом и головой.

За усы не тяни –

Из соломинок они

Тонкие, блестящие,

Словно настоящие

Воспитатель: «Посмотрите теперь, ребята, на экран. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь? »

На экране - две анимационные картинки.

Воспитатель: «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша. Я не случайно вызвала к мольберту Дашу. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий». (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного) .

Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след? » Дети передают мяч друг другу, говорят ответ:

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца –овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель: «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики? »

С помощью слайдов проводится игра «Кто где живёт? »: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.

Воспитатель: «А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес? »

Заслушивают ответы 3 - 4 детей.

Физкультминутка со Смешариками на экране под музыку:

А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:

1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».

3. Царь, три сына, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».

4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».

5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».

Детям предлагается как на экзамене поднять картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

Занятие по теме: "Урок вежливости в школе игрушек".

Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные ...

Музыка и Чехов... "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"

Тема моей выпускной квалификационной работы - " Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе". Считаю, что данная работа может быть очень интересна учителям литературы и вс...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Дети попадают в "Лесную школу", где лесные жители получили "Свидетельство готовности к школе", а дети таких еще не имеют. Чтобы получить "Свидетельство" им нужно выполнить задания....

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...

"Шишкина школа"

Развиваем, закрепляем математические навыки....