Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Поучительные сказки К.И.Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сорокина Галина Николаевна

Интегрированное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan.po_raz._rechi.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Поучительные сказки К.И.Чуковского» в старшей группе

Составила: вос-ль 1 кв. категории Сорокина Г.Н.

МКДОУ детский сад №5 «Аленушка»

С. Лад-Балка

Ставропольского края

2015 год

Цель: Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях. Показать их мудрость и красоту.

 Развивать умение отгадывать загадки, определять название сказки по прочитанному отрывку, по обложке, по иллюстрации.

Развивать артистические способности детей, связную речь: использовать в речи разные виды предложений. Правильно согласовывать слова в предложении.

Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. Развивать эмоциональную сферу детского воображения.

Умение работать коллективно.

Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей».

Рассматривание иллюстраций, выставка книг.

Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; сказочный коробок с калошей, мочалкой, вареньем, шоколадом, воздушным шариком; клей, кисточки на всех детей, салфетки; вырезанные картинки (сапог, носок, калош, ботинок, чулок); чудо-дерево; ромашка с лепестками; ноутбук.

Ход викторины:

 На столе стоит портрет К. И. Чуковского,  лежат сказки К. И.Чуковского. Дети с воспитателем подходят к столу.

Вос-ль: Ребята, кто изображен на портрете?

Дети: К.И.Чуковский.

Вос-ль: А кто это?

Дети: Детский писатель.

Вос-ль: А почему детский?

Дети: Потому, что он писал детям книги.

Во-ль: А что это за книжки лежат на столе?

Дети: Сказки, которые написал писатель К.И.Чуковский.

Вос-ль: А как вы догадались?

Дети: По картинкам, обложкам книг, иллюстрациям.

Вос-ль: Правильно ребята. К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил». Сегодня, мы вспомним сказки К.И.Чуковского. Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете?

Дети: «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит», «Тараканище», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Путаница», «Бармалей».

Вос-ль: Молодцы, много знаете сказок.

Вос-ль: Ну что, ребята поиграем? Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте! Игра «Доскажи словечко».

 Вос-ль: Веселится народ

                 Муха замуж идёт

                 За лихого, удалого, молодого (комара).

Вос-ль: Какая это сказка?

Дети: Муха – Цокотуха.

Вос-ль: Нет-нет! Соловей не поёт для свиней

     позовите-ка лучше (ворону).

Дети: Телефон.

Вос-ль: И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,

                А только маленьких,

                Ну, очень маленьких (детей).

Дети: Бармалей.

Вос-ль: Лечит маленьких детей,

                Лечит птичек и зверей,

                Сквозь очки свои глядит

                Добрый доктор (Айболит).

Дети: Айболит.

Вос-ль: Только из-за кусточка,

               Из-за синего лесочка,

               Из далёких из полей,

               Прилетает (воробей).

Дети: Тараканище.

Вос-ль: А посуда вперёд и вперёд

               По полям, по болотам идёт.

               И чайник сказал утюгу

               Я больше идти (не могу).

Дети: Федорино горе.

Вос-ль: Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой (гребешок!)

Дети: Мойдодыр.

Вос-ль: Солнце по небу гуляло

               И за тучу убежало.

               Глянул заинька в окно,

               Стало заиньке (темно).

Дети: Краденое солнце.

Вос-ль: Свинки замяукали- мяу- мяу,

                 Кошечки (захрюкали- хрю-хрю).

Дети: Путаница.

Вос-ль:  Ребята предлагаю  вам поиграть в следующую игру. У меня на столе стоит сказочная коробка. Я буду загадывать загадки, а вы в коробке находить ответы.

Вос-ль: В коробке то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».

-Что это?

Дети: Воздушные шарики.

Вос-ль: В коробке любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

-Что это?

Дети: Калоша.

Вос-ль: В коробке то, чем доктор лечил бегемотиков в сказке «Айболит».

-Что это?

Дети: Шоколад.

Вос-ль: В коробке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

-Что это?

Дети: Мочалка.

Вос-ль: В коробке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

-Что это?

Дети: Варенье.

Вос-ль: А сейчас мы с вами вспомним некоторые сказки К.И.Чуковского. 

Ребенок:

У меня зазвонил телефон

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

-От верблюда.

-Что вам надо?

-Шоколада.

-Для кого?

-Для сына моего.

- А много ли  прислать?

- Да пудов этак пять или шесть:

-Больше ему не съесть,

-Он у меня ещё маленький!

(Телефон)

 Ребенок:

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица

И жучок и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(Айболит)

Ребенок: Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки и червячки

Ты один не умывался,

 И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

(Мойдодыр).

Ребенок:

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле

Львы в автомобиле.

Зайчики

В трамвайчике.

Жаба на метле…

Едут и смеются,

Пряники жуют.

(Тараканище).

Ребенок:

Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел, пошел…

А на нем, а на нем,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

(Федорино горе)

Физминутка

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

 По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.

Вос-ль: А сейчас каждому задание. На столе взрослый выкладывает из лепестков ромашку. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Каждый ребенок по очереди подходит к столу, берет лепесток и передает его педагогу. Взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки.

  1. Вдруг из маминой, из спальни

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой.

(Мойдодыр)

  1. А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

(Путаница)

  1. Пошла муха на базар

И купила самовар.

 (Муха - цокотуха)

  1. Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

(Федорино горе)

  1. Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

(Бармалей)

  1.  Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

      (Телефон)

  1. И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

(Айболит)

  1. Но, увидев усача,

Звери дали стрекача.

По лесам, по полям разбежалися:

Тараканьих усов испугалися.

(Тараканище)

  1. И глядите: медвежата,

Как веселые котята

Прямо к дедушке мохнатому,

Толстопятые бегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут!».

(«Краденое солнце».)

  1.  Мама по саду пойдет,

Мама с дерева сорвет

Туфельки, сапожки,

Новые калошки.

(Чудо – дерево).

Вос-ль: Ребята, а теперь задания по подгруппам.

1.Задание первой подгруппе: на столе лежат картинки из разных сказок К.И.Чуковского. Каждый ребёнок  должен отобрать те, которые подходят к его сказке.

1 ребёнок-сказка «Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)

2 ребёнок  - сказка «Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)

3ребёнок - сказка «Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)

4ребёнок - сказка «Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц).

2.Задание второй подгруппе:

-Помогите найти владельца этих вещей:

Денежка-Муха

 Градусник-Доктор

Спички-лисички

Блюдца-Федора

Пистолет-Бармалей

Телефон-Слон

Мочалка-Мойдодыр

3.Задание третьей подгруппе:

-Подберите каждому герою свой вид транспорта. На чем передвигались?

Медведи-велосипед

Комарик-шарик

Волки-кобыла

Львы-автомобиль

Зайчики-трамвайчик

Жаба-метла

Вос-ль; Молодцы справились с заданиями. А теперь внимание на экран. Ребята, скажите, чему учит нас каждая сказка К.И.Чуковского.

1 слайд «Мойдодыр»

Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.

2 слайд «Тараканище»

Вос-ль: Скажите, ребята, кого боялись звери?

Дети: Звери боялись таракана.

Вос-ль: Почему звери боялись таракана?

Дети: Потому,  что пугал зверей.

Вос-ль: А стоило ли бояться?

Дети: нет, он ведь простой маленький таракан.

Вос-ль: Чем закончилась сказка?

Дети: Воробей проглотил таракана.

Вос-ль: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.

3 слайд «Путаница»

Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.

4 слайд «Айболит»

Вос-ль: Каким был в сказке Айболит?

Дети: Был добрым доктором, который всегда приходил на помощь больным.

Вос-ль: Кого он лечил?

Дети: Доктор Айболит лечил зверей.

Вос-ль: Чем закончилась сказка?

Дети: Добрый доктор Айболит вылечил всех детей.

Вос-ль: Чему учит эта сказка?

Дети: Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным.

5слайд «Бармалей»

Вос-ль: Каким был Бармалей?

Дети: Он был злым, жестоким, беспощадным.

Вос-ль: Как наказали Бармалея?

Дети: Бармалея проглотил крокодил.

Вос-ль: Чем закончилась сказка?

Дети: Крокодил отпустил Бармалея и Бармалей исправился, стал добрее, у него появилось много друзей.

Вос-ль: Чему учит эта сказка?

Дети: Добро побеждает зло, нужно быть добрее.

6 слайд «Телефон»

Дети: Телефон нам необходим для того чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо.

7 слайд «Краденое солнце»

Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.

8 слайд «Федорино горе»

Дети: Эта сказка учит быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми.

 9 слайд «Муха-Цокотуха»

Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.

Вос-ль: Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?

Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.

Вос-ль: Чему нас учат сказки?

Дети: Быть добрыми, аккуратными, внимательными, вежливыми, трудолюбивыми, смелыми, справедливыми, послушными.

Вос-ль: Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Каждый из вас наклеит на ветку этого Чудо-дерева один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Коллективная аппликация «Чудо-дерево».

Итог занятия.

Вос-ль: Ребята любите произведения К.И.Чуковского, и они принесут вам огромную радость! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области " Речевое развитие" на тему: " Рассказывание сказки Красная Шапочка" в средней группе

Тема НОД: «Рассказывание сказки  Шарля Перро « Красная шапочка».Образовательная деятельность: « Речевое развитие ( « Чтение художественной литературы»);  « Физическое развитие  « ...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию на тему: " Составление рассказа по картинке " Лиса с лисятами"

Развивать речевое творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Методические приёмы: наглядные, словесные, игровые. ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «По сказкам К.И.Чуковского» с детьми 4-5 лет

Цель: Воспитывать культуру речевого общения и интерес к художественной литературе.  Задачи:Образовательные:• В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чук...

Открытое занятие по речевому развитию на тему: чтение сказки «Снегурочка» для воспитанников старшей разновозрастной группы.

Открытое занятие по речевому развитиюна тему:  чтение сказки «Снегурочка»для воспитанников старшей разновозрастной группы. Выполнила: Шевцова Наталья ПетровнаДлительность: 30 мин...

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию на тему "Зима.Зимние забавы"

Цель занятия: посредством дидактических  игр расширять и активизировать словарный запас на тему "Зима. Зимние забавы"....

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»

П/и « Мыли-мыли»Ручки мыли? Мылом мыли. (Дети имитируют)А ушки мыли? Мылом мылиНосик мыли? Мыли. и т. д.А щечки? Тоже мыли.Все помыли, ничего не забыли.А теперь мы чистые, зайчики пуш...