Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Поучительные сказки К.И.Чуковского»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Поучительные сказки К.И.Чуковского» в старшей группе
Составила: вос-ль 1 кв. категории Сорокина Г.Н.
МКДОУ детский сад №5 «Аленушка»
С. Лад-Балка
Ставропольского края
2015 год
Цель: Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях. Показать их мудрость и красоту.
Развивать умение отгадывать загадки, определять название сказки по прочитанному отрывку, по обложке, по иллюстрации.
Развивать артистические способности детей, связную речь: использовать в речи разные виды предложений. Правильно согласовывать слова в предложении.
Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. Развивать эмоциональную сферу детского воображения.
Умение работать коллективно.
Предварительная работа: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей».
Рассматривание иллюстраций, выставка книг.
Материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; сказочный коробок с калошей, мочалкой, вареньем, шоколадом, воздушным шариком; клей, кисточки на всех детей, салфетки; вырезанные картинки (сапог, носок, калош, ботинок, чулок); чудо-дерево; ромашка с лепестками; ноутбук.
Ход викторины:
На столе стоит портрет К. И. Чуковского, лежат сказки К. И.Чуковского. Дети с воспитателем подходят к столу.
Вос-ль: Ребята, кто изображен на портрете?
Дети: К.И.Чуковский.
Вос-ль: А кто это?
Дети: Детский писатель.
Вос-ль: А почему детский?
Дети: Потому, что он писал детям книги.
Во-ль: А что это за книжки лежат на столе?
Дети: Сказки, которые написал писатель К.И.Чуковский.
Вос-ль: А как вы догадались?
Дети: По картинкам, обложкам книг, иллюстрациям.
Вос-ль: Правильно ребята. К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил». Сегодня, мы вспомним сказки К.И.Чуковского. Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете?
Дети: «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит», «Тараканище», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Путаница», «Бармалей».
Вос-ль: Молодцы, много знаете сказок.
Вос-ль: Ну что, ребята поиграем? Я начну, а вы кончайте, только в рифму отвечайте! Игра «Доскажи словечко».
Вос-ль: Веселится народ
Муха замуж идёт
За лихого, удалого, молодого (комара).
Вос-ль: Какая это сказка?
Дети: Муха – Цокотуха.
Вос-ль: Нет-нет! Соловей не поёт для свиней
позовите-ка лучше (ворону).
Дети: Телефон.
Вос-ль: И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну, очень маленьких (детей).
Дети: Бармалей.
Вос-ль: Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит).
Дети: Айболит.
Вос-ль: Только из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей,
Прилетает (воробей).
Дети: Тараканище.
Вос-ль: А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти (не могу).
Дети: Федорино горе.
Вос-ль: Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой (гребешок!)
Дети: Мойдодыр.
Вос-ль: Солнце по небу гуляло
И за тучу убежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке (темно).
Дети: Краденое солнце.
Вос-ль: Свинки замяукали- мяу- мяу,
Кошечки (захрюкали- хрю-хрю).
Дети: Путаница.
Вос-ль: Ребята предлагаю вам поиграть в следующую игру. У меня на столе стоит сказочная коробка. Я буду загадывать загадки, а вы в коробке находить ответы.
Вос-ль: В коробке то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище».
-Что это?
Дети: Воздушные шарики.
Вос-ль: В коробке любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».
-Что это?
Дети: Калоша.
Вос-ль: В коробке то, чем доктор лечил бегемотиков в сказке «Айболит».
-Что это?
Дети: Шоколад.
Вос-ль: В коробке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».
-Что это?
Дети: Мочалка.
Вос-ль: В коробке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».
-Что это?
Дети: Варенье.
Вос-ль: А сейчас мы с вами вспомним некоторые сказки К.И.Чуковского.
Ребенок:
У меня зазвонил телефон
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять или шесть:
-Больше ему не съесть,
-Он у меня ещё маленький!
(Телефон)
Ребенок:
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица
И жучок и червячок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(Айболит)
Ребенок: Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки и червячки
Ты один не умывался,
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
(Мойдодыр).
Ребенок:
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле…
Едут и смеются,
Пряники жуют.
(Тараканище).
Ребенок:
Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел…
А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
(Федорино горе)
Физминутка
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.
Вос-ль: А сейчас каждому задание. На столе взрослый выкладывает из лепестков ромашку. На обороте каждого лепестка написан отрывок из сказок К.И.Чуковского. Каждый ребенок по очереди подходит к столу, берет лепесток и передает его педагогу. Взрослый читает текст, а ребенок сам или с помощью своих товарищей отгадывает название сказки.
- Вдруг из маминой, из спальни
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой.
(Мойдодыр)
- А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
(Путаница)
- Пошла муха на базар
И купила самовар.
(Муха - цокотуха)
- Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
(Федорино горе)
- Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
(Бармалей)
- Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота!
(Телефон)
- И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
(Айболит)
- Но, увидев усача,
Звери дали стрекача.
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
(Тараканище)
- И глядите: медвежата,
Как веселые котята
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!».
(«Краденое солнце».)
- Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
(Чудо – дерево).
Вос-ль: Ребята, а теперь задания по подгруппам.
1.Задание первой подгруппе: на столе лежат картинки из разных сказок К.И.Чуковского. Каждый ребёнок должен отобрать те, которые подходят к его сказке.
1 ребёнок-сказка «Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
2 ребёнок - сказка «Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
3ребёнок - сказка «Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)
4ребёнок - сказка «Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц).
2.Задание второй подгруппе:
-Помогите найти владельца этих вещей:
Денежка-Муха
Градусник-Доктор
Спички-лисички
Блюдца-Федора
Пистолет-Бармалей
Телефон-Слон
Мочалка-Мойдодыр
3.Задание третьей подгруппе:
-Подберите каждому герою свой вид транспорта. На чем передвигались?
Медведи-велосипед
Комарик-шарик
Волки-кобыла
Львы-автомобиль
Зайчики-трамвайчик
Жаба-метла
Вос-ль; Молодцы справились с заданиями. А теперь внимание на экран. Ребята, скажите, чему учит нас каждая сказка К.И.Чуковского.
1 слайд «Мойдодыр»
Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
2 слайд «Тараканище»
Вос-ль: Скажите, ребята, кого боялись звери?
Дети: Звери боялись таракана.
Вос-ль: Почему звери боялись таракана?
Дети: Потому, что пугал зверей.
Вос-ль: А стоило ли бояться?
Дети: нет, он ведь простой маленький таракан.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Воробей проглотил таракана.
Вос-ль: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.
3 слайд «Путаница»
Дети: Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться.
4 слайд «Айболит»
Вос-ль: Каким был в сказке Айболит?
Дети: Был добрым доктором, который всегда приходил на помощь больным.
Вос-ль: Кого он лечил?
Дети: Доктор Айболит лечил зверей.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Добрый доктор Айболит вылечил всех детей.
Вос-ль: Чему учит эта сказка?
Дети: Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным.
5слайд «Бармалей»
Вос-ль: Каким был Бармалей?
Дети: Он был злым, жестоким, беспощадным.
Вос-ль: Как наказали Бармалея?
Дети: Бармалея проглотил крокодил.
Вос-ль: Чем закончилась сказка?
Дети: Крокодил отпустил Бармалея и Бармалей исправился, стал добрее, у него появилось много друзей.
Вос-ль: Чему учит эта сказка?
Дети: Добро побеждает зло, нужно быть добрее.
6 слайд «Телефон»
Дети: Телефон нам необходим для того чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо.
7 слайд «Краденое солнце»
Дети: Сказка учит быть добрыми, смелыми, уметь защитить друзей.
8 слайд «Федорино горе»
Дети: Эта сказка учит быть аккуратными, трудолюбивыми, бережливыми.
9 слайд «Муха-Цокотуха»
Дети: Сказка учит быть смелыми, добрыми, вежливыми.
Вос-ль: Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?
Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.
Вос-ль: Чему нас учат сказки?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, внимательными, вежливыми, трудолюбивыми, смелыми, справедливыми, послушными.
Вос-ль: Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Каждый из вас наклеит на ветку этого Чудо-дерева один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Коллективная аппликация «Чудо-дерево».
Итог занятия.
Вос-ль: Ребята любите произведения К.И.Чуковского, и они принесут вам огромную радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по образовательной области " Речевое развитие" на тему: " Рассказывание сказки Красная Шапочка" в средней группе
Тема НОД: «Рассказывание сказки Шарля Перро « Красная шапочка».Образовательная деятельность: « Речевое развитие ( « Чтение художественной литературы»); « Физическое развитие « ...
Интегрированное занятие по речевому развитию 2 младшая группа. "Птичий дворик"ГБОУ СОШ им. В.С.Юдина ОДО №2 «Березка» с. Новый Буян м.р. Красноярский Самарской области Интегрированное занятие НОД по речевому развитию 2 младшая группа с использованием
Закрепление пройденного материла :Знакомство с домашними птицами.Развитие речи .Дополнять словарный запас .Умение отвечать на поставленный вопрос...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию на тему: " Составление рассказа по картинке " Лиса с лисятами"
Развивать речевое творчество. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Методические приёмы: наглядные, словесные, игровые. ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «По сказкам К.И.Чуковского» с детьми 4-5 лет
Цель: Воспитывать культуру речевого общения и интерес к художественной литературе. Задачи:Образовательные:• В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чук...
Открытое занятие по речевому развитию на тему: чтение сказки «Снегурочка» для воспитанников старшей разновозрастной группы.
Открытое занятие по речевому развитиюна тему: чтение сказки «Снегурочка»для воспитанников старшей разновозрастной группы. Выполнила: Шевцова Наталья ПетровнаДлительность: 30 мин...
Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию на тему "Зима.Зимние забавы"
Цель занятия: посредством дидактических игр расширять и активизировать словарный запас на тему "Зима. Зимние забавы"....
Конспект НОД по речевому развитию на тему «Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»
П/и « Мыли-мыли»Ручки мыли? Мылом мыли. (Дети имитируют)А ушки мыли? Мылом мылиНосик мыли? Мыли. и т. д.А щечки? Тоже мыли.Все помыли, ничего не забыли.А теперь мы чистые, зайчики пуш...