Консультация для воспитателей «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве».
консультация по математике по теме

Бутенко Ирина Николаевна

            Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Это и само умственное развитие – сложный процесс – это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um.sposob_dlya_vospitateley.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация  для воспитателей

«Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве».

            Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Это и само умственное развитие – сложный процесс – это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

           Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

         Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребёнком определённого заданного программой круга знаний, умений.
Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путём: в процессе усвоения знаний. Однако доказана необходимость прямого управления способностями ребёнка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

          Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыла, а стул «превращается»  в автомобиль – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие, но и сам ребёнок, беря на себя роль, изображает другого человека – маму, доктора, продавца и др.

           Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки.

           Человечество выработало большое количество знаков. И главная трудность, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними «спрятана».                                                                                             

          Но понимания обозначений отдельных предметов ещё недостаточно  для решения умственных задач. Любая задача требует анализа её условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. В арифметических задачах это отношения между количествами, в задачах на пространственную ориентировку – отношения мест, занимаемых предметами в пространстве (сзади, слева от…). Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи них или иных условных заместителей в пространстве. И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.

          На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. Так, например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный О.Б. Элькониным, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова: отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывают порядок следования звуков в слове. Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. А ведь план – это и есть наглядная модель: отдельные предметы обозначены на нём при помощи заместителей (геометрических фигур), а взаимное расположение этих заместителей на листе бумаги повторяют расположение предметов в реальном пространстве.

            Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п.) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

                 Дидактические игры и упражнения направлены на то, чтобы обучить действиям замещения и наглядного моделирования. Конечно, любой здоровый ребёнок овладевает в той или иной мере этими действиями и без каких-либо специальных педагогических действий, поскольку использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности. Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Когда ребята изображают в игре, например, больного или доктора, который его лечит, они фактически создают модель взаимоотношений врача и пациента, хотя эта модель и не вычерчивается на бумаге, а разворачивается в живом действии. Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Сделанный из строительного   материала   домик  –  объёмная   модель   реального   здания,

она передаёт при помощи заместителей (деталей строительного материала) отношения между его основными частями (стёклами, крышей, окнами, дверями). Что касается рисования, то одной из его отличительных особенностей является схематизация. Рисуя по собственному замыслу, ребёнок передаёт не столько общий внешний вид предметов, сколько то, что он знает об их строении, отношениях между основными частями, т. е. строит изображение, значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии. Однако именно потому, что это происходит стихийно, без надлежащего руководства со стороны взрослых, уровень развития умственных способностей у разных детей оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребёнка, реализуются далеко не полностью. Выполнение специальных заданий, требующих от ребёнка использования разных форм наглядных моделей, может существенно повысить уровень развития его умственных способностей.

               Эффективность дидактических игр и упражнений подтверждена на практике. Работа с ними проводится, начиная со второй младшей группы и кончая подготовительной. Все задания на развитие воображения допускают самые различные варианты решений. Поэтому при проведении игр важно, особенно на первых этапах, положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-нибудь степени свидетельствуют о самостоятельности ребёнка. Требование же к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей.

              Предлагая детям задания, воспитатель должен, с одной стороны, широко варьировать материал и примеры его использования (предлагать разные фигурки, разные типы заместителей, различные их сочетания, придумывать варианты решений), а с другой стороны, оставаться в рамках, диктуемых доступностью заданий для детей данного возраста.

              Апробация заданий в детских садах позволила установить степень их доступности для детей, не прошедших предварительно подготовки к их выполнению, и распределить по возрастным группам. Значительное количество игр и упражнений может быть использовано в нескольких возрастных группах (при этом старшие дети выполняют усложнённые варианты заданий).

              Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Поскольку возраст, в котором рекомендуется их использовать, указан для детей, не имеющих никакой подготовки, воспитанником, выполняющим задания на замещения и моделирование систематически, следует переходить к играм и упражнениям, предназначенным для следующей возрастной группы.

             В условиях детского сада дидактические игры и упражнения могут быть использованы на занятиях и в повседневной деятельности. Однако они

требуют (во всяком случае, при первом проведении) руководства со стороны воспитателя.

              Как правило, игры и упражнения проводятся по подгруппам, состоящим из двух – семи детей. Воспитатель объясняет условия и правила игры, раздаёт материал, наблюдает за действиями детей и при необходимости вмешивается в ход игры, оказывая помощь.

Литература

1.Белошистая А.В. Дошкольный возраст: Формирование и развитие математических способностей.//Дошкольное воспитание №2 2000.- с.69-73

2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., «Академия» 2004.

3.Логика. Математика. Конструирование и ИЗО. Ред.-сост. О.Г.Жукова. – М., АРКТИ, 2007

4.Никитин Б.А. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., «Просвещение» 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте...

Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирова...

Статья "Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте"

В данной статье раскрывается важность развития умственных способностей у детей дошкольного возраста....

УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный проц...

Публикация «Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте»

Умственное развитие дошкольника - это составная часть общего психического развития, подготовки детей к школе и ко всей дальнейшей жизни. В процессе умственного развития у детей формируется познаватель...