Статья "Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте"
статья на тему
В данной статье раскрывается важность развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umstvennye_sposobnosti_i_ih_razvitie_v_doshkolnom_vozraste.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей бушующей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Результаты исследования показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.
Игровое замещение - начало большого пути, ведущего к использованию математических символов.
Человечество выработало большое количество знаков. И главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона деятельности за ними «спрятана». Исследования психологов, показывают, что затруднения возникают у детей в первом классе, связаны с недостаточным пониманием смысла чисел и арифметических знаков (+, -, =), невозможностью четко выделить те стороны объектов, к которым они относятся.
Но понимания обозначений отдельных предметов еще не достаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа ее условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. В арифметических задачах это отношение между количествами, в задачах на пространственную ориентировку – отношения мест, занимаемых предметами в пространстве и к системе пространственных координат. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве. И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Этому способствуют игры определенной направленности:
- На замещение предметов («Зверюшки на дорожках», «Придумай сам», «Разноцветные цепочки», «Угадай, как нас зовут?» и т.д.);
- На анализ строения предметов («Сложи картинку», «Звезды на небе», «Стройка», «Веселые человечки» и т.д.);
- На выделение пространственных отношений («Секреты», «Найди игрушку», «Чье это место?», «Водители» и т.д.);
- На создание новых образов («Волшебная мозаика», «Разные сказки», «Кому что нужно?», «Чудесный лес» и т.д.);
- На использование логических отношений («Кто веселее?», «Домино», «Угадай, что спрятано?», «Четвертая картинка» и т.д.).
Большое значение имеет систематичность проведения игр. Все игры могут проводиться неоднократно в зависимости от желания детей.
Литература:
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...
Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."
Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."
Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....
Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирова...
УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный проц...
Публикация «Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте»
Умственное развитие дошкольника - это составная часть общего психического развития, подготовки детей к школе и ко всей дальнейшей жизни. В процессе умственного развития у детей формируется познаватель...
Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,
Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...