Формирование речи монологической и диалогической через дидактические игры.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Безрукова Анастасия Анатольевна

Формирование речи монологической и диалогической через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речи монологической и диалогической через дидактические игры.

 «Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи.

Задача педагога научить каждого ребенка в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая.

Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая, интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. – основные черты диалогической речи.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Произвольно выстраивая свое высказывание, ребенок должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Обучение разговорной речи и еѐ дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи в младшем возрасте.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Под влиянием совершенствующей мыслительной деятельности происходят изменения и в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более  развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерности отношения между предметами находят прямое отражение в монологической речи детей.

На развитие мышления большое воздействие оказывают дидактические игры, широко применяемые в детском саду. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные. Все они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх - занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выигрывает, т. е. является равноправным участником игры.

При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре может проходить более организованно, четко, хотя сам он не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры высказать свое «за» или «против». Дети, высказывая свое мнение об участнике игры, учатся самостоятельно, аргументировано высказывать свое мнение.

В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в играх «Что лишнее? »,

«Когда это бывает? », «Так бывает или нет? » дети учатся логически мыслить, делать умозаключения и уметь доказать правильность своего суждения.

Дидактические игры и упражнения развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словесных игр.

Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

Умение связно, последовательно излагать свои мысли помогает ребенку быть общительным, преодолевать застенчивость в общении со сверстниками и взрослыми людьми, развивает уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование словаря детей младшего возраста, через дидактические игры".

Презентация по теме:"Формирование словаря детей младшего возраста, через дидактические игры"....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

статья посвящена работе по ОБЖ и привитию детям ценностей ЗОЖ через дидактическую игру...

Доклад на тему: "формирование представлений о труде взрослых через дидактическую игру".

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о ...

План по самообразованию на тему:" Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по теме " Формирование элементарных математических представлений дошкольников через дидактические игры"...

Формирование навыков правильного употребления предлогов через дидактические игры у детей с общим недоразвитием речи.

СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ....

Формирование речи детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря дошкольников , что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках кот...

Система работы по развитию диалогической речи, как средства коммуникации, через дидактические игры и упражнения по технологии Бизиковой О.А.

Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникат...