Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной к школе группе с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий.
Воспитатель: Клочко
Оксана Викторовна
Цель: Уточнить и расширить представления детей о зиме.
Задачи:
- Развивать способность к наблюдению;
- Развивать диалогическую речь;
- Учить употреблять в речи сложные формы предложений;
- Развивать ассоциативное мышление детей;
- Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Показать богатство родного языка в названиях зимних явлений природы (вьюга, позёмка, пурга, метель, буран).
Образовательные области:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Материалы и оборудование: Магнитофон, запись «Метель» Г.Свиридова, музыка для релаксации, материалы для проведения опыта со снегом, иллюстрации по лексической теме «Зима».
Предварительная работа:
Чтение: «Старик-годовик» В.Даль, «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский.
русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», «Два мороза».
Познавательный рассказ воспитателя: «Что бывает зимой?»
Разучивание: «Детство» И.Суриков
Загадывание: загадок о зиме, о зимних явлениях природы.
Наблюдение: в природе
Рассматривание: альбома «Зима»
Ход:
Воспитатель читает детям рассказ (под тихую спокойную музыку):
Растянулись по небу серые тучи, и давай покрывать землю белым, пушистым снегом. Тонким льдом покрылась река. Сосны и ели оделись в тяжёлые снеговые шубы, до самых макушек нахлобучили снежные шапки. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, выбежали дети на санках, да на коньках кататься, в снежки играть. И такая тут потеха началась, что мороз не страшен!
-Ребята, вы, конечно, догадались о каком времени года этот рассказ?
-По каким признакам вы определили, что это зима?
-Что за шубы и шапки на деревьях?
-Чем покрылась река?
-Почему деревья называют лесными богатырями?
-Отчего заискрились снежинки?
-Как вы думаете, у зимы есть запах?
-Чем она пахнет? (морозной свежестью, снегом, смолистой елью…)
-Как вы поняли слово «потеха»?
(Потеха – забава, развлечение).
-Как вы можете объяснить пословицу «Делу – время, потехе – час».
Отгадайте загадку:
Одеяло бело, всю землю одело. (Снег)
-Как называется явление природы, когда всё время идёт снег? (Снегопад).
-Какой бывает снег? (Белый, пушистый, хрустящий, мокрый, холодный…)
Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу:
-А почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?
Дети рассуждают:
Снег не пропускает холодный воздух, укрывает от ветра, под снегом теплее.
-Как вы можете объяснить пословицу «Много снега – много хлеба».
Снег защищает растения от мороза, весной он растает и напитает землю влагой, урожай будет выше.
Исследовательская деятельность:
Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: положить на тарелки
-маленький комочек снега;
-большой комочек;
-средний укутать в тёплую ткань;
-небольшой комочек положить на пиалу, на белую ткань.
А сейчас, ребята, мы отойдём от нашей « лаборатории» и только в конце занятия, сделаем выводы из нашего эксперимента.
Динамическая пауза:
-Представьте себе, что вы белые, лёгкие снежинки. Подул ветер, и полетели снежинки (звучит лёгкая музыка, дети произвольно танцуют).
-Ой, сколько снегу навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб, (дети собираются в «кучу», сидят на коврике).
-Ребята, а из чего состоит сугроб? (Из снега).
-А снег? (Из снежинок).
Какими словами мы можем рассказать о снежинках? (Колючие, холодные, искристые, как звёздочки, лёгкие, как пушинки…)
Давайте представим, что нам на ладошку упала снежинка, попробуем её сдуть, не улетает. Сожмём крепко кулачки, а теперь раскроем
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Где снежинка, во что она превратилась? (В капельку воды).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, продолжает рассказ: Ребята, зима у нас мягкая, солнце пригреет днём – снег начинает таять, а вечером опять подморозит и вот уже улицы покрылись льдом, ходить скользко, люди падают. Как называется такое явление природы? (Гололёд).
Гололёд очень опасен и для людей и для машин, поэтому дорожки посыпают песком, чтобы люди не падали.
-Ребята, а какие ещё природные явления мы можем наблюдать зимой?
Дети называют:
Пурга (очень сильный ветер и снег), буран (сильный мороз, ветер и снег), вьюга (несильный ветер и снег).
Послушайте, как красиво написал о вьюге А.С.Пушкин:
Вьюга мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
позёмка (ветер поднимает снег у самой земли), метель (сильный ветер и снег).
Звучит музыка «Метель» (композитор - Георгий Свиридов).
-Какие ассоциации возникают у вас при слушании этой музыки?
Выслушивает ответы детей и делает вывод:
Как богат наш русский язык! Сколько красивых слов для описания явлений зимней природы в нём есть!
Затем предлагает детям немного поиграть.
Игровое упражнение «Что неправильно?»
Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ: это правда, или нет?
Воспитатель предлагает пройти в «лабораторию», чтобы закончить опыт и сделать выводы.
Рассматриваем с детьми результаты эксперимента:
-Маленький комочек снега растаял совсем, большой стал рыхлым, потёк, но не совсем растаял, а средний почти не растаял.
-Почему средний комочек почти не растаял? (Мы сохранили его температуру, укутав его). Какие выводы мы можем сделать?
-Чем больше снега, тем медленнее он тает. Когда мы зимой подсыпаем снег к корням деревьев, мы помогаем им перезимовать.
-Если снег чем- то накрыть, он тает ещё медленнее. В старину, когда не было холодильников – люди использовали плотный снег и лёд для хранения продуктов.
Подходим к комочку, лежащему на белой ткани, он совсем растаял, на ткани видны крупинки мусора.
Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
-Несмотря на то, что снег кажется белым и чистым, он совсем не такой и поэтому его нельзя брать в рот, там могут быть микробы.
-Почему ещё нельзя есть снег? (Можно переохладить горло и заболеть).
Воспитатель благодарит детей за активную работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...