Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Оксана Викторовна Клочко

Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Зимушка-зима"20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной к школе группе с использованием  игровых и здоровьесберегающих технологий.

                                                                            Воспитатель: Клочко

                                                                          Оксана Викторовна

Цель: Уточнить и расширить представления детей о зиме.

Задачи:

  • Развивать способность к наблюдению;
  • Развивать диалогическую речь;
  • Учить употреблять в речи сложные формы предложений;
  • Развивать ассоциативное мышление детей;
  • Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Показать богатство родного языка в названиях зимних явлений природы (вьюга, позёмка, пурга, метель, буран).

Образовательные области:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Материалы и оборудование: Магнитофон, запись «Метель» Г.Свиридова, музыка для релаксации, материалы для проведения опыта со снегом, иллюстрации по лексической теме «Зима».

Предварительная работа:

Чтение: «Старик-годовик» В.Даль, «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский.

русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», «Два мороза».

Познавательный рассказ воспитателя: «Что бывает зимой?»

Разучивание: «Детство» И.Суриков

Загадывание: загадок о зиме, о зимних явлениях природы.

Наблюдение: в природе

Рассматривание: альбома «Зима»

Ход:

Воспитатель читает детям рассказ (под тихую спокойную музыку):

       Растянулись по небу серые тучи, и давай покрывать землю белым, пушистым снегом. Тонким льдом покрылась река. Сосны и ели оделись в тяжёлые снеговые шубы, до самых макушек нахлобучили снежные шапки. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, выбежали дети на санках, да на коньках кататься, в снежки играть. И такая тут потеха началась, что мороз не страшен!

-Ребята, вы, конечно, догадались о каком времени года этот рассказ?

-По каким признакам вы определили, что это зима?

-Что за шубы и шапки на деревьях?

-Чем покрылась река?

-Почему деревья называют лесными богатырями?

-Отчего заискрились снежинки?

-Как вы думаете, у зимы есть запах?

-Чем она пахнет? (морозной свежестью, снегом, смолистой елью…)

-Как вы поняли слово «потеха»?

 (Потеха – забава, развлечение).

-Как вы можете объяснить пословицу «Делу – время, потехе – час».

Отгадайте загадку:

Одеяло бело, всю землю одело. (Снег)

-Как называется явление природы, когда всё время идёт снег? (Снегопад).

-Какой бывает снег? (Белый, пушистый, хрустящий, мокрый, холодный…)

Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу:

-А почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

Дети рассуждают:

Снег не пропускает холодный воздух, укрывает от ветра, под снегом теплее.

-Как вы можете объяснить пословицу «Много снега – много хлеба».

Снег защищает растения от мороза, весной он растает и напитает землю влагой, урожай будет выше.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: положить на тарелки

-маленький комочек снега;

-большой  комочек;

-средний укутать в тёплую ткань;

-небольшой комочек положить на пиалу, на белую ткань.

А сейчас, ребята, мы отойдём от нашей « лаборатории» и только в конце занятия, сделаем выводы из нашего эксперимента.

Динамическая пауза:

-Представьте себе, что вы белые, лёгкие снежинки. Подул ветер, и полетели снежинки (звучит лёгкая музыка, дети произвольно танцуют).

-Ой, сколько снегу навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб, (дети собираются в «кучу», сидят на коврике).

-Ребята, а из чего состоит сугроб? (Из снега).

-А снег? (Из снежинок).

Какими словами мы можем рассказать о снежинках? (Колючие, холодные, искристые, как звёздочки, лёгкие, как пушинки…)

Давайте представим, что нам на ладошку упала снежинка, попробуем её сдуть, не улетает. Сожмём крепко кулачки, а теперь раскроем

       Покружилась звёздочка

       В воздухе немножко,

       Села и растаяла

       На моей ладошке.

Где снежинка, во что она превратилась? (В капельку воды).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, продолжает рассказ: Ребята, зима у нас мягкая, солнце пригреет днём – снег начинает таять, а вечером опять подморозит и вот уже улицы покрылись льдом, ходить скользко, люди падают.                                                                                                  Как называется такое явление природы? (Гололёд).

Гололёд очень опасен и для людей и для машин, поэтому дорожки посыпают песком, чтобы люди не падали.

-Ребята, а какие ещё природные явления мы можем наблюдать зимой?

Дети называют:

Пурга (очень сильный ветер и снег), буран (сильный мороз, ветер и снег), вьюга (несильный ветер и снег).

Послушайте, как красиво написал о вьюге А.С.Пушкин:

       Вьюга мглою небо кроет,

       Вихри снежные крутя.

       То как зверь она завоет,

       То заплачет, как дитя.

 позёмка (ветер поднимает снег у самой земли), метель (сильный ветер и снег).

Звучит музыка «Метель» (композитор - Георгий Свиридов).

-Какие ассоциации возникают у вас при  слушании этой музыки?

Выслушивает ответы детей и делает вывод:

Как богат наш русский язык! Сколько красивых слов для описания явлений зимней природы в нём есть!

Затем предлагает детям немного поиграть.

Игровое упражнение «Что неправильно?»

       Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

       Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

       Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

       А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

       Быстро дайте мне ответ: это правда, или нет?

Воспитатель предлагает пройти в «лабораторию», чтобы закончить опыт и сделать выводы.

Рассматриваем с детьми результаты эксперимента:

-Маленький комочек снега растаял совсем, большой стал рыхлым, потёк, но не совсем растаял, а средний почти не растаял.

-Почему средний комочек почти не растаял? (Мы сохранили его температуру, укутав его).                                                                                           Какие выводы мы можем сделать?

-Чем больше снега, тем медленнее он тает. Когда мы зимой подсыпаем снег к корням  деревьев, мы помогаем им перезимовать.

-Если снег чем- то накрыть, он тает ещё медленнее. В старину, когда не было холодильников – люди использовали плотный снег и лёд для хранения продуктов.

Подходим к комочку, лежащему на белой ткани, он совсем растаял, на ткани видны крупинки мусора.

Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?

-Несмотря на то, что снег кажется белым и чистым, он совсем не такой и поэтому его нельзя брать в рот, там могут быть микробы.

-Почему ещё нельзя есть снег? (Можно переохладить горло и заболеть).

Воспитатель благодарит детей за активную работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...