Компьютерные игры в развитии речи детей 5-7 лет
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение компьютерных игр в развитии речи старших дошкольников.
В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения.
В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению дошкольников, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.
В нашем ДОО используются компьютерные игры, направленные на совершенствование фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Основными принципами при использовании игр явились: доступность, последовательность, системность, учёт возрастных особенностей и психо – физических возможностей, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, что в свою очередь, обеспечивает поступательное развитие.
На специальных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных видах организованной деятельности с дошкольниками по воспитанию звуковой культуры речи мы применяем следующие игры, которые распределены от простого к сложному:
1. Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения - «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «Наоборот», «Кто больше знает?» и другие.
2. Игры на различение неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай какая погремушка» и другие.
3. Игры на различение звуков речи: «Маленькие и большие колокольчики», «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и другие.
4. Игры на автоматизацию звуков: «Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук», «Где спрятался звук», «Где живёт звук?».
5. Игры на дифференциацию звуков: «Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Рассади пассажиров по вагонам», «Что лишнее?» и др.
Игры дошкольникам предлагаются в данной последовательности с постепенным усложнением.
Самыми простыми играми для дошкольников являются игры первого периода.
Наибольшую трудность вызывают игры последней группы, которые требуют активизации собственного опыта и реализации сформированных навыков.
Использование компьютерных игр и игровых упражнений способствует формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.
Они позволяют развивать фонематические процессы у детей дошкольного возраста с использованием информационно – компьютерной техники.
В условиях детского сада их можно использовать в процессе организованной образовательной деятельности, организации образовательной деятельности детей в режимных моментах, совместной и индивидуальной деятельности педагога с дошкольниками.
Таким образом, данные игры позволяют более эффективно построить работу, направленную на улучшение речевого развития детей. Включение компьютерных речевых игр в процесс формирования и совершенствования фонематических процессов дает высокую эффективность в развитии всех сторон речи.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: совершенствовать навык называния слов с заданным звуком.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?
Ребёнок: На картинке нарисованы: «груша», «ножик», «шуба», «кошка»; лишний – «ножик», потому что в слове «жираф» нет звука [ш].
Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки.
Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «жирафа» исчезает.)
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
По аналогии ребенок называет картинки, определяет лишнюю картинку, объясняя свой выбор.
Игра «Назови первый звук в слове».
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «узел», «удочка», «утка», «облако», «ослик»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, с какого звука начинается это слово.
Ребёнок: На У начинаются: «узел», «удочка», «утка». Слова «облако», «ослик» начинаются на звук О.
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
Игра «Угадай, где звук [С]?»
Цель: совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию заданного звука в словах.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (Появляется картинка «лиса»). Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.
Ребёнок: На картинке нарисована лиса (далее ребёнок произносит слово, выделяя заданный звук и дает ответ). В слове лиса звук [С] в середине слова.
Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки.
Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину слова)
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука (Появляются картинки «самовар», «свекла», «слон», «песок», «ластик», «автобус», «лес»), ребенок называет картинки, определяет позицию звука в словах.
Игра «Сколько слогов».
Цель: Развивать слоговой анализ, определяя по количеству хлопков слоговую структуру слова на картинке.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (Из граммофона появляются по очереди картинки «велосипед», «куртка», «лист», «барабан» и др.). Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.
Ребёнок: Ве-ло-си-пед (хлопает в ладоши 4 раза), в этом слове 4 слога.
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
Если количество хлопков не соответствует количеству слогов в слове, то картинка пропадает.
Игра продолжается по аналогии.
Игра «Соедини вагоны».
Цель: Развивать умение выделять из слов первый и последний согласный; сравнивать одинаково звучащие звуки; активизировать словарь.
Ход игры:
Воспитатель: Начинаем игру. (На экране изображение поезда с отцепленными вагонами). Нужно соединить вагоны друг за другом так, чтобы последний звук названия животного, едущего в вагоне, являлся началом слова названия животного, едущего в следующем вагоне.
Ребёнок: Страус, последний звук в слове страус - С. Нужно найти вагон с животным на звук С.
Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.
По аналогии соединяются вагоны: Страус – Соболь – Лев – Волк, Кабан – Носорог – Голубь – Бегемот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-188284-1359396142.jpg)
Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "
Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся правильно говорить» предназначено для коррек...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-991141-1540407911.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-425413-1589823471.jpg)
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-1238580-1586615113.jpg)
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-832857-1476790617.jpg)
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/31/picture-1010972-1653999833.jpg)
Буклет для родителей "Компьютерные игры для развития речи у детей дома"
В буклете рассказывается о том, что правильно подобранные обучающие игры и адекватное использование компьютера, будут способствовать речевому и познавательному развитию вашего ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-1346037-1679854853.jpg)
Консультация для родителей на тему "Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему «Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить родителей с интернет-ресурсами для развития речи детей дошколь...