Главные вкладки
Борисова Зоя Владимировна
Нести чистоту и добро людям.
Профессия: Учитель-логопед
Профессиональные интересы: Новаторские методики в области логопедии
Увлечения: чтение
Регион: Краснодарский край
Населенный пункт: Белореченск
Место работы: МАДОУ Д/С 11
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/borisova-zoya-vladimirovna
Учу я речи: чистой, плавной, внятной.
Я знаю красноречия секрет:
Как говорить и ясно, и понятно –
Научит вас учитель-логопед.
Работаю я тонко, терпеливо,
Слагаю результат из маленьких побед.
Люблю я свое дело беззаветно
И для меня работы лучше нет!
Свои стремления посвящаю детям,
Их грамотная речь – призвание, награда,
Лучший для меня комплимент.
О себе
Учитель-логопед. Учитель начальных классов
Стаж работы: 22 года.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Рассказы Пришвина.
Мой взгляд на мир
Слова-паразиты и речевая культура
Избегайте слов-„паразитов“, слов мусорных,
ничего не добавляющих к мысли.
Д.С.Лихачёв (9)
Актуальность исследования
Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.
Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону.
Попробуйте прочитать отрывок:
« Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть , короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, это потому. что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да».
Я уверена, что вы «спотыкались» на каждой фразе, и смысл ее остался на заднем плане. Точно так же спотыкается мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознавая важности мысли, которую вы хотите донести.
А вот как выглядит этот отрывок на самом деле:
«В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле».
( Н.В. Гоголь.)
Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла целого, поэтому не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания.
Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не сорняки (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполнять их семантически пустыми лексическими единицами.
Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих, их слова и фразы, беспардонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.
Современные подростки в своей речи употребляют много слов-паразитов.
Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.
Цель исследования
Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде учащихся школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Гипотеза
Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
Задачи
1. Дать определение «слова-паразита».
2. Исследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих структурных единиц (провести анкетирование в 7б, 8б, 9б и 11б классах).
3. Выявить взаимосвязь между употреблением слов-паразитов и речевой ситуацией.
4. Выявить причины употребления слов – паразитов в речи.
5. Выяснить, что можно узнать о человеке по использованию им в речи словесного мусора.
Структура работы
1. Слова-паразиты как речевая единица.
2. Исследование частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися и педагогами Шиловской сош№2
3. Употребление слов-паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции.
4. Что можно узнать о человеке по использованию им в речи словесного мусора.
1.Слова – паразиты как речевая единица
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр.
Большинство лингвистов считает, что «слова-паразиты»
используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б. Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа». (10)
К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”. (11)
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: «Видите ли», «Ну как вам сказать» и др. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учеников нашей школы, я сделала вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.
Исследование частотности употребления слов – паразитов.
Я предположила, что частота употребления слов-паразитов на уроке может варьироваться в зависимости от общей усталости участников полилога, их несобранности, неготовности к работе.
На основании наблюдений за речью одноклассников ( наблюдение велось в течение недели) и анкетирования учащихся 7б 8б11б классов можно сделать следующие выводы:
1) однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на первом и последнем уроках как во вторник, так и в пятницу в среднем в 3-4 раза выше, чем на других уроках. Причем данные подтверждаются как в отношении учителя, так и в отношении учащихся;
2) в начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково, хотя стоит отметить явное его увеличение на последнем уроке в пятницу, что можно объяснить как усталостью школьников, так и особенностью предмета ( на устных предметах вообще их количество заметно больше);
3) частотность употребления паразитов в речи учащимися в среднем выше, чем педагогами, причем в течение недели у учащихся она стабильно высокая, а у педагогов немного снижается (10%);
4) самым распространенным из слов-паразитов является ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); вот (использовали 43 раза);
5) наиболее «любимы» учителями слова в общем, как бы, так сказать, значит, что, вероятно, связано со спецификой задачи педагога на уроке: объяснение, пояснение материала, его обобщение и приведение в систему;
6) ученики, кроме уже названных вот и ну, отдают предпочтение словам как бы, я не знаю, собственно говоря, в принципе, значит, прежде всего, вообще; случаи употребления слов так вот, скажем и то есть редки.
Употребление слов-паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции.
Полученные результаты косвенно подтверждают мою гипотезу, но я решила рассмотреть употребление слов-паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции.
Как показали наблюдения, наибольшее количество слов-паразитов используется, если приходится менять структуру высказывания, припоминать различного рада детали или цитировать. В данном случае происходит напряженная работа, связанная с необходимостью быстро принять решение, вспомнить необходимый материал, выстроить его логично в устном высказывании на публике, поэтому слова-паразиты в данном случае объяснимы.
Интересно, что преподаватели чаще всего используют в своей речи слова-паразиты с функцией концентрации, контроля собственного высказывания, поиска нужного слова, коррекции высказывания. Связано это с родом деятельности на уроке и главной задачей педагога.
В речи учащихся также доминируют слова-паразиты с функцией концентрации, планирования высказывания (пресловутое ну), несколько реже используются слова-паразиты с функцией поиска и контроля.
Что можно узнать о человеке по использованию им
в речи словесного мусора.
На протяжении каждого дня мы пересекаемся и общаемся с множеством людей, как старых знакомых, так и совершенно новых, о которых знаем только в общих чертах. Как узнать о них больше? Для этого достаточно обратить внимание на «слова-паразиты», которые употребляет в своей речи тот или иной человек.
Если внимательно вслушиваться в то, что говорит собеседник, можно легко определить типологию людей.
1. «Это самое». Если человек «любит» вставлять в свой разговор подобную фразу, то он о нем можно сказать, что относится от к людям ленивым, старающимся при первой же удачной возможности свалить собственные обязанности на другого человека. Нередко люди, употребляющие такое «слово-паразит», выходят сухими из воды, виртуозно перекладывая свою вину и ответственности за поступки на других.
2. «Кстати». Это слово характерно для таких собеседников, которые ощущают неловкость, находясь в той или иной компании, и так пытаются хоть как-то обратить внимание на себя и на свою речь. Попробуйте провести небольшой эксперимент – вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати».
3. «Вообще-то». Это слово-паразит присуще неуверенным в себе людям, которые в любой ситуации и даже на пустом месте готовы закатить грандиозный скандал, начать качать права и отстаивать пусть даже заведомо неправильную точку зрения.
4. «Короче». Такое словечко характеризует людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством. Они стремятся свести свою речь к минимуму, «укоротить», однако за словом «короче» проследует еще отнюдь не короткая тирада.
5. «На самом деле». Собеседник, употребляющий такое «слово-паразит», полагает, что только его знания самые полные, а взгляды самые верные. Такие люди очень любят учить других всему, что «знают сами», при этом считая свой внутренний мир самым ярким и интересным не только для себя, но и для окружающих.
6. «Значит», «типа». Люди, щедро разбавляющие свою речь подобными «словами-паразитами», достаточно агрессивны и очень не любят, когда с высказанной ими точкой зрения кто-то не соглашается. Они привыкли в любом случае оставаться при своем мнении.
7. «Просто». Как ни парадоксально, но человек, в речи которого встречается этот «паразит» любит всё так или иначе усложнять и выдавать это за абсолютно простые, даже элементарные понятия, о которых известно даже младенцу. Нередко люди, произносящие слово «просто» личности зависимые, готовые при всех и везде оправдываться.
8. «Как бы». Это «слово-паразит» очень любимо в подростковой среде, которые пока еще не научились складно слагать свои мысли и выражать в беседе чувства. Также человек с творческим уклоном прибегает к этому слову, стремясь подчеркнуть неопределенность в своей жизни.
Заключение.
1. На уроках наблюдается средняя степень засоренности речи участников учебного процесса «словами-паразитами», поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы.
2. Частотность употребления «слов-паразитов» выше на первых и последних уроках, что может быть связано с отсутствием концентрации и усталостью участников диалога.
3. Количество «слов-паразитов» в речи учащихся возрастает на предметах гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологического высказывания спонтанного характера.
4. Важное, на мой взгляд, наблюдение состоит в том, что больше половины опрошенных не знают, что такое слова-паразиты в речи, путая их с жаргонизмами, арготизмами и т.п.
5. Причины употребления «слов – паразитов» в речи:
1) недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4) мода на некоторые слова.
Рекомендации.
Если слова-паразиты присутствуют и в твоей речи и ты хочешь побыстрее от них избавиться, используй следующие методы.
1. Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает.
2. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все - таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.
3. Наказывай себя штрафом. Сказала “типа” – и день без сладкого. Произнесла “кстати” не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.
4. Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе “День Паразита”. Целый день (предпочтительно выходной) объясняйся только с помощью слов-паразитов. Мало того что скажешь их за день столько, что самой надоест, главное, наглядно убедишься, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.
5. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за “как бы” и “типа”.
6. Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.
Мои достижения
С профессиональным праздником – Днем логопеда (14 ноября).
Мы хотим поздравить нашего учителя-логопеда Зою Владимировну Борисову, которая работает у нас в детском саду «Василек» (МАДОУ Д/С 11) в нашей логопедической группе № 1.
Спасибо Вам, Зоя Владимировна, за доброту, ласку, профессионализм, за интересные занятия. Вы «волшебник», вы творите чудеса! Всегда способны найти общий язык с ребенком и реально помочь справиться с проблемой в развитии речи.
А еще отдельное спасибо за кружок «Послушный язычок», который Вы ведете уже второй год. Все удобно, рядом, ребенка не надо никуда вести. Спасибо за это заведующей Марине Викторовне Котовой и методистам детского сада: Ирине Валентиновне Волняковой и Оксане Анатольевне Алексеенко.
Мы благодарим Зою Владимировну за ее труд, доброту, чуткость, за уважение личности ребенка и заинтересованность в каждом ее воспитаннике.
Вы учите речи – чистой, плавной, внятной,
Вы знаете красноречия секрет:
Как говорить и ясно, и понятно.
Спасибо Вам – учитель-логопед!
Родители группы № 1 и кружка «Послушный язычок»:
Москальцова, Окроян,Чумакова,Абрашины, Топоровские, Лузина, Мелконян, Нуриев и многие другие.
Благодарность
Мой ребенок Дмитрий ходил к логопеду Зое Владимировне Борисовой. Результат посещения прекрасный. Занятия интересные и увлекательные. Ребенок с увлечением делает домашние задания и с удовольствием идет на каждое занятие. Спасибо Вам за внимание и понимание.
С уважением семья Абрашиных.
23.04.2014 г.
Моё портфолио
Мой опыт - моё богатство.
Консультация для родителей
Задержка речевого развития
Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.
Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.
В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи, так как именно на дошкольный возраст приходится сензитив-ный период развития речи, и упущенное в это время можно не наверстать уже никогда.
Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.
При этом остается немаловажной роль домашних занятий с малышом. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей — разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятельность, общение в быту. Играя, рассказывайте крохе, что вы делаете: «Возьмем кубики, Машенька. Вот кубики. Будем строить дом!» Оречевляйте весь процесс ухода за ребенком. Говорите с малышом постоянно: «Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно. Мыть ручки. Катя хочет спать. Сейчас мы пойдем спать» и т.п. Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребенок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте крохе колыбельные, рассказывайте небольшие потешки-пестушки и самые простые народные сказки («Курочка Ряба», «Репка»), рассматривайте картинки в книжках. Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.
Следуйте советам врачей после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
Консультация для родителей
Для чего нужны занятия с логопедом?
♦ Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
♦ Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
♦ Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
♦ Речь является элементом социальной адаптации.
♦ Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
♦ Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.
♦ У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
♦ Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.
♦ Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
Консультация для родителей
КАКОЙ ДИАГНОЗ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН РЕБЕНКУ
С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ?
Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы:
· общее недоразвитие речи (ОНР)
· фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
· дизартрия
· алалия
· ринолалия
· заикание
· задержка речевого развития (ЗРР)
Консультация для воспитателей
Развитие фонематического слуха
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
• дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
• дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
• дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.
Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков.
Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» — «пувица», «сковорода» — «кода») и звуконаполняемости слов («книга» — «нига», «мост» — «мот»).
В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.
Консультация для воспитателей
Ринолалия
Ринолалия (гнусавость) — это нарушения тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, Рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого нёба).
Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую. При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают назальность, то есть носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно.
При открытой ринолалии голосовыдыхательная струя проходит в полость носа и получает в ней резонанс. Речь ребенка неразборчива, монотонна. При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков [м], [м'], [н], [н'].
В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие ядохимикатов, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.
Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинголога, невропатолога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов — до 14 лет.
Консультация для воспитателей
Алалия
Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка. Многие ученые отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии новорожденных. Причем в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.
Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.
Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными аграмматиз-мами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит специфический характер, и это отражается не столько на количестве, сколько на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств можно выделить моторные, сенсорные и психопатологические симптомы.
Для детей с моторной алалией характерны ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей, поэтому предметные и сюжетные картинки для занятий с этими детьми должны быть простыми, без отвлекающих подробностей, четкими, яркими.
Вопрос об интеллекте детей с моторной алалией решается неоднозначно. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у таких малышей вторично изменен в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией.