Дидактические игры по развитию речи
материал по развитию речи на тему
Подборка игр по развитию речи детей дошкольного возраста, включая диагностический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактические игры по развитию речи | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
Примеры дидактических игр на словоизменение:
Игра «Опиши овощи и фрукты».
Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.
Материал: схемы для описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, сочность, вкус), выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).
Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты»; «Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. «Что можно сказать о лимоне, яблоке» и т.д.
Ход выполнения задания. Работа с детьми организуется логопедом поэтапно. На первом этапе детям предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается логопедом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда по поводу результата действия.
Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, сочное, сладкое, вкусное».
Дидактическая игра : «Клички».
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования,
Материал: карточки с изображением воздушного шарика,стрелы, орла, звезды, карточка рыжего цвета, карточки с изображением детенышей животных.
Инструкция : Посмотрите на детенышей ,им нужны имена, клички,образуйте клички животных при помощи этих картинок.
Ход выполнения задания. Воспитатель показывает карточка воздущного шарика и щенка. -Отгадайте, как зовут щенка?
Дидактической игры для развития словообразовательных операций.
Игра «Вкусный сок».
Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).
Инструкция логопеда: «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Вова?»
Ход выполнения задания. Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.
Примерные ответы детей: «Я люблю сливовый сок. Вова любит апельсиновый сок».
Игра. «Чьи хвосты?»
Цель: закрепление навыка образования относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
Логопед рассказывает сказку «Хвосты».
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».
Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий,
Хвост пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)
Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.
- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.
Хвост собаки - собачий.
Хвост кошки - кошачий.
Хвост коровы - коровий.
Хвост лошади - лошадиный.
Хвост быка - бычий.
«Повар»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
Из грибов – грибной суп.
Из апельсинов – апельсиновый сок.
«Чьи листья?»
«Чьи детки на какой ветке?»
Цель: образовывать относительные прилагательные.
Листья клена на кленовой ветке , у клёна листочек – кленовый,
он очень красивый резной. а иглы у сосен сосновые, колючие все до одной.
На лугу трава – луговая, в поле цветок – полевой.
В лесу полянка – лесная, реке песочек – речной.
Кожаная сумка - из кожи, то же в неё мы положим?
Шелковое платье – из шёлка,оно сшито тонкой иголкой.
Ложка из дерева – деревянная,ложка из олова – оловянная,
Воротник из меха – меховой,шарфик из шерсти – шерстяной.
Из пуха подушка – пуховая,а из пера – перьевая.
Обе подушки взбиваю я,утром постель убирая.
Купил я хрустальную вазу, та ваза из хрусталя.
Понравилась мне она сразу , все грани на солнце горят.
Из ваты матрасик ватный, на нем наш котенок спит,
он носик прикроет лапкой и сладко во сне сопит.
Из картона коробка картонная в неё можно игрушки сложить
из бетона стена бетонная, будет долго она служить.
Из плюша мой плюшевый мишка,мне нравится с мишкой играть,
он словно мой младший братишка,и с ним я не буду скучать.
Из бумаги кораблик бумажный,он спокойно бежит по волнам.
где же тот капитан отважный,что на нем поплывет в океан?
Из стали ножи стальные,а нитки из льна - льняные.
мой глиняный шарик из глины он склеен из двух половинок
Из стекла стеклянный стаканчик,он прозрачный и небольшой,
осторожно взял его мальчики и наполнил прохладной водой.
Изо льда строят дом ледяной,а из снега, конечно, снежный.
жить в домах этих можно зимой,пока солнышко греет нежно.
Игры на словообразование наречий от прилагательных
"Закончи строчку"
Небо высокое высоко, Утро светлое - значит светло.
звёзды далёкие далеко, вечер тёмный -значит темно.
море глубокое глубоко, печка тёплая -в печке тепло.
поле широкое широко. случай давний -был он давно.
От грустной песни становится грустно,
с весёлой песнею весело всем.
в пустом шкафу сразу видно, что пусто.
простое платье сшито совсем просто
Зимой холодной на улице холодно,
зимой голодной зверюшкам голодно.
в погоду снежную очень уж снежно.
а маму нежную мы любим нежно.
Реки быстрые – быстро текут, кони дружные – дружно бегут,
песни тихие - -тихо звучат, капли частые часто- стучат
Небрежный ученик всё делает небрежно,
прилежный ученик учится прилежно.
Трусливый человек ведет себя трусливо,
хвастливый говорит всегда хвастливо.
Дидактические игры на обогащение и активизацию словарного запаса.
Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам».
Цель: закрепить понимание и употребление глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.
Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.
Инструкция логопеда: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т.п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?».
Ход выполнения задания. Логопед предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на его вопросы.
Примерные ответы детей: «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф» и т.п.
Дидактические игры диагностического характера лексико-грамматического строя речи.
1. Предлоги: на, со, под, из-за, рядом…«Скажи где…(кошка)…?»
2. Согласования существительных и числительных :«Один-много».
(одна сумка, две…,три…,)
3.Образование уменьшительно-ласкательных: «Скажи ласково»
(подушка-подушечка…,солнце-…)
4.Словарь-определений качественных прилагательных: «Скажи наоборот?»
(Высокий- низкий, широкий- узкий..)
5. Словарь- определений глаголов –действий «Кто как передвигается ?»
(скачет, ползает, прыгает, ходит, плавает..)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».
Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....