Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса
материал по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса
- Игры, помогающие расширить объем словаря:
«Чудесный мешочек»,
« Почта»,
«Тематическое лото»,
«Чего не стало?»,
«Забытое слово»,
«Ассоциации»,
«Четвертый лишний».
- Игры, формирующие представления о конкретных признаках предметов:
«Цветное лото»,
«Геометрическое лото»,
«Слово напомнит картинку»,
«Что без чего?»,
«О картинке я вам расскажу».
- Игры, формирующие представления о существенных признаках предмета:
«Назови одним словом»,
«Аналогии»,
«Вспомни и назови»,
«Потому что»,
Игры с мячом «Я знаю пять…», «Съедобное – несъедобное»;
«Что из чего – какое?»,
«Бывает – не бывает».
- Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля:
«Классификация»,
«Назови другим словом»,
«Два из трех»,
«Закончи предложение»,
Игра с мячом «Скажи наоборот»,
«Пантомима»,
«Пара к паре»,
«Свободные ассоциации».
- Игры, формирующие связи слов:
- подбор действий к названию предмета;
- подбор максимального количества слов к названию действия;
- добавление слова, обозначающего признак предмета;
- подбор слова, отвечающего на вопрос «Что?», «Кто?»;
- дополнение предложений словами;
- объяснение и исправление ошибочности суждений;
- составление предложений с парой слов;
- объяснение последствий жизненного явления;
- подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» и т.д
Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Сентябрь | 1. Обследование речи детей. Изучение пассивного и активного запаса детей. 2. Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Грибы», «Ягоды», Д/и «Скажи ласково» Д/и «Что из чего – какое?» | Индивидуальные консультации по результатам обследования речи детей на начало учебного года. | |
Октябрь | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Откуда хлеб пришел». Д/и « Что из чего – какое?» Д/и «Закончи предложение» (приставочные глаголы). | Библиотека для родителей «Как развивать словарь детей дома». Закрепление навыка образования относительных прилагательных. | Консультация « Формирование навыков словообразования у дошкольников». |
Ноябрь | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Осень», «Птицы», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные». Д/и «У кого – кто?», Д/и «Кто где живет?» Д/и « Доскажи словечко» (образование разноприставочных глаголов). | Закрепление навыка образования относительных прилагательных, разноприставочных глаголов. | Открытое занятие «Осень в гости к нам пришла». |
Декабрь | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем « Зима», «Зимующие птицы», «Семья», «Игрушки». Д/и «Один – много». Д/и «Найди общую часть слова». Д/и «Скажи ласково». Д/и «Летает – не летает» | Консультация «Знакомство дошкольников с родственными словами» | |
Январь | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Сезонная одежда, обувь, головные уборы», «Зимние развлечения». Д/и «Скажи ласково». Д/и «Четвертый лишний» Д/и « Что из чего – какое?» | Заучивание стихотворения Е.Измайлова «Как растут слова» (выделение родственных слов к слову сад). | Консультация «Использование пиктограмм для развития навыков словообразования и словоизменения». |
Февраль | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Инструменты». «Транспорт», «Профессии». Д/и «Придумай слово вместо двух» Д/и «Кому что нужно для работы» Работа со стихотворением Е.Измайлова «Пар и ход». | Закрепление навыка образования названий детенышей птиц, животных. | Выучить с детьми стихотворение Е.Измайлова «Пар и ход». |
Март | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Продукты питания», «Весна», «Насекомые». Д/и « Назови одним словом» Д/и « Почему так называется» Д/и «Скажи ласково». | Чтение детям рассказа В.А.Сухомлинского «Самая красивая на свете мама». | |
Апрель | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Мебель», «Посуда». «Животные Севера», «Животные жарких стран». Д/и «У кого – кто?» Д/и « Четвертый лишний» Д/и « Чей хвост, чья голова?» | Закрепление навыка образования названий предметов посуды (сахарница, хлебница и т.д.) | Открытое занятие по теме «Посуда» Чтение сказки В.Волиной «Чужак» (выделение родственных слов к слову вода). |
Май | Формирование словаря в рамках лексико-грамматических тем «Цветы», «Рыбы», «Лето». Д/и «Что где растет?». Д/и «Когда это бывает?» Обследование речи детей. Изучение уровня развития словаря на конец учебного года. Чтение рассказа Сутеева «Под грибом» (выделение родственных слов к слову дождь). | Индивидуальные консультации по результатам словарной работы за учебный год. | Анализ результатов развития речи детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...
Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".
Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-146604-1353178612.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/27/picture-36992.jpg)
Тема: «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»
Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в шк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-179582-1360560506.jpg)
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-214388-1382450676.jpg)
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами. Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-724752-1450006404.jpg)
Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников Тема «Деревья»
Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников Тема «Деревья» ...