Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников Тема «Деревья»
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_kalendarnoe_planirovanie_po_obogashcheniyu_slovarnogo_zapasa._tema_derevya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников
Тема «Деревья»
1 день. Игра «Выучи»
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память, актуализировать номинативный словарь.
Речевой материал: слова: ствол, листья, ветви, пень, корень, лес, роща, чаща, просека, лесополоса, дубрава, березняк, ельник.
Ели
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод. / И.Токмакова.
Описание игры. Детям предлагается выучить стихотворение, опираясь на мнемотаблицу по традиционной методике обучения чтению и развития речи.
В ходе проведения занятия также предлагается назвать не меньше пяти различных лиственных деревьев. У детей уточняется, плоды каких деревьев использует человек в пищу.
Игра на участке «Деревья и их детки»
Цель: заниматься расширением номинативного и предикативного словаря детей по теме «Деревья».
Оборудование: карточки с изображением деревьев, картинки с изображением их листьев и плодов.
Описание игры: раздать детям разные карты. По сигналу дети должны встать в пары или тройки по принципу: дерево – лист – плод.
2 день. Игра «Ветки и детки»
Цель: закрепить полученные на предыдущем занятии знания, заниматься расширением словаря.
Речевой материал : глаголы: шелестеть, жить, расти, зеленеть, шуметь, вырастать, облетать, клониться, качаться; существительные: дуб, тополь, береза, рябина, клен, ель, липа; названия их плодов.
Описание игры. В ходе беседы воспитатель проводит обобщающую беседу о деревьях. Задаются следующие вопросы:
- Кому нужны деревья? (животным, птицам).
- Что необходимо для роста и развития дерева?
- Назовите лиственные деревья.
- Кто может вспомнить хвойные деревья?
-Как деревья ведут себя в лесу? Что они делают? Что делают листья? Ветки? Верхушки?
-Подберите пару «ветки – детки»
Дуб – желудь тополь – сережки береза – сережки
Ель – шишки рябина – ягоды клен - …
Речевая игра «Найди свой листик» ( на участке).
Цель: закреплять в речи детей названия деревьев, их плодов, развивать навыки словообразования.
Описание игры: Детям дать картинки с изображением деревьев и предложить отыскать на участке лист этого дерева. Играющие должны соответственно объяснить свой выбор: «Я нашел этот лист, потому, что на картинке у меня береза». Во второй половине дня можно предложить детям нарисовать букет осенних листьев.
3 день. Игра «Узнай нас и назови».
Цель: развивать навыки словообразования, активизировать номинативный словарь.
Речевой материал: слова, обозначающие признаки предметов: раскидистый, зеленая, стройная, плакучая, белоствольная, кудрявая.
Описание игры. Воспитатель произносит название дерева, а ребенок название листа по аналогии:
У дуба лист – дубовый у березы - … у осины - …
У рябины - … у клена - … у липы - …
У ивы - … у тополя - у сосны - …
Уточнить значение некоторых слов:
Березняк – это березовый лес
Дубрава – это лес, в котором растут дубы.
В бору растут …сосны.
В ельнике растут ели.
Ивы растут в ивняке.
Игра с мячом «Назови быстро». ( на участке).
Цель: активизировать номинативный словарь по теме «Деревья», развивать моторику пальцев рук.
Описание игры. Воспитатель бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч, назвать любое дерево и бросить мяч другому ребенку. Слова – названия деревьев не должны повторяться. Ребенок, не назвавший слово выбывает из игры.
4 день. Игра «Веселый счет».
Цели: развивать навыки словоизменения (закреплять умении согласовывать существительные с количественными числительными).
Описание игры: перед детьми раскладываются картинки с изображением деревьев. Воспитатель на доске выставляет цифру (1,2,3,4,5), дети называют количество своих деревьев по аналогии: «У меня 3 тополя. У меня пять берез».
Игра с мячом «Назови ласково» (на участке).
Цели: развивать навыки словообразования, зрительное внимание и память.
Описание игры. Воспитатель показывает картинку с изображением дерева, а ребенок называет ласково ( береза – березонька, шишка – шишечка и т.д.).
5 день. Игра «Повторяем дружно».
Цель: координировать речь с движениями, развивать общие речевые навыки.
Описание игры. Дети заучивают четверостишье, сопровождая слова движениями.
Утром мы во двор пойдем Дети шагают, руки на поясе.
Листья сыплются дождем Плавные движения ладонями-листьями
Под ногами шелестят Потирают ладони, громко шуршат.
И летят, летят, летят. Кружатся, медленно опускаются на пол
Составление рассказа «Деревья» по плану.
Цель: развивать навыки связной речи детей, умение использовать в речи полученный лексический материал, познавательную деятельность детей.
Оборудование: план – схема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по обогащению, активизации и закреплению словарного запаса старших дошкольников с ОНР
1. Изучена методическая литература по рассматриваемому вопросу и составлен каталог (прилагается)2. Были состав...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое обще...
Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса
Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса...
Обогащение словарного запаса у дошкольников
Рассматриваются особенности обогащения словаря у детей дошкольного возраста....
Обогащение словарного запаса у дошкольников.
Развитие словаря у дошкольников. методы исправления....
Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников
Цель–практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря дет...
Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса старших дошкольников через дидактические игры"
Рекомендации к проведению дидактических игр и упражнений для развития речи дошккольников, обогащения словарного запаса...