Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников Тема «Деревья»
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему

Ирина Анатольевна Полухина
Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников Тема «Деревья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное календарное планирование по обогащению словарного запаса старших дошкольников

Тема «Деревья»

1 день. Игра «Выучи»

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память, актуализировать номинативный словарь.

Речевой материал: слова: ствол, листья, ветви, пень, корень, лес, роща, чаща, просека, лесополоса, дубрава, березняк, ельник.

                                                 Ели

Ели на опушке –

До небес макушки –

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – елочки,

Тонкие иголочки –

У лесных ворот

Водят хоровод.  / И.Токмакова.

Описание игры. Детям предлагается выучить стихотворение, опираясь на мнемотаблицу по традиционной методике обучения чтению и развития речи.

       В ходе проведения занятия также предлагается назвать не меньше пяти различных лиственных деревьев. У детей уточняется, плоды каких деревьев использует человек в пищу.

Игра на участке «Деревья и их детки»

Цель: заниматься расширением номинативного и предикативного словаря   детей по теме «Деревья».

Оборудование:  карточки с изображением деревьев, картинки с изображением их листьев и плодов.

Описание игры: раздать детям разные карты. По сигналу дети должны встать в пары или тройки по принципу: дерево – лист – плод.

2 день. Игра «Ветки и детки»

Цель: закрепить полученные на предыдущем занятии знания, заниматься расширением словаря.

Речевой материал : глаголы: шелестеть, жить, расти, зеленеть, шуметь, вырастать, облетать, клониться, качаться; существительные: дуб, тополь, береза, рябина, клен, ель, липа; названия их плодов.

Описание игры. В ходе беседы воспитатель проводит обобщающую беседу о деревьях. Задаются следующие вопросы:

- Кому нужны деревья? (животным, птицам).

- Что необходимо для роста и развития дерева?

- Назовите лиственные деревья.

- Кто может вспомнить хвойные деревья?

-Как деревья ведут себя в лесу? Что они делают? Что делают листья?  Ветки? Верхушки?

-Подберите пару «ветки – детки»

    Дуб – желудь                    тополь – сережки             береза – сережки

    Ель – шишки                     рябина – ягоды                 клен - …

Речевая игра «Найди свой листик»    ( на участке).

Цель: закреплять в речи детей названия деревьев, их плодов, развивать навыки словообразования.

Описание игры: Детям дать картинки с изображением деревьев и предложить отыскать на участке лист этого дерева. Играющие должны соответственно объяснить свой выбор: «Я нашел этот лист, потому, что на картинке у меня береза».  Во второй половине дня можно предложить детям нарисовать букет осенних листьев.

3 день. Игра «Узнай нас и назови».

Цель: развивать навыки словообразования, активизировать номинативный словарь.

Речевой материал: слова, обозначающие признаки предметов: раскидистый, зеленая, стройная, плакучая, белоствольная, кудрявая.

Описание игры.  Воспитатель произносит название дерева, а ребенок название листа по аналогии:

 У дуба лист – дубовый              у березы - …                     у осины - …

 У рябины - …                              у клена - …                       у липы - …

 У ивы - …                                   у тополя -                           у  сосны - …

    Уточнить значение некоторых слов:

Березняк – это березовый лес

Дубрава – это лес, в котором растут дубы.

В бору растут …сосны.

В ельнике растут ели.

Ивы растут в ивняке.

Игра с мячом «Назови быстро». ( на участке).

Цель: активизировать номинативный словарь по теме «Деревья», развивать моторику пальцев рук.

Описание игры. Воспитатель бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч, назвать любое дерево и бросить мяч другому ребенку. Слова – названия деревьев не должны повторяться. Ребенок, не назвавший слово выбывает из игры.

4 день. Игра «Веселый счет».

Цели:  развивать навыки словоизменения (закреплять умении согласовывать существительные с количественными числительными).

Описание игры: перед детьми раскладываются картинки с изображением деревьев. Воспитатель на доске выставляет цифру (1,2,3,4,5), дети называют количество своих деревьев по аналогии: «У меня 3 тополя. У меня пять берез».

Игра с мячом «Назови ласково»  (на участке).

Цели: развивать навыки словообразования, зрительное внимание и память.

Описание игры. Воспитатель показывает картинку с изображением дерева, а ребенок называет ласково ( береза – березонька, шишка – шишечка и т.д.).

5 день. Игра «Повторяем дружно».

Цель: координировать речь с движениями, развивать общие речевые навыки.

Описание игры. Дети заучивают четверостишье, сопровождая слова движениями.

Утром мы во двор пойдем        Дети шагают, руки на поясе.

Листья сыплются дождем         Плавные движения ладонями-листьями

Под ногами шелестят                Потирают ладони, громко шуршат.

И летят, летят, летят.                 Кружатся, медленно опускаются на пол

Составление рассказа «Деревья» по плану.

Цель: развивать навыки связной речи детей, умение использовать в речи полученный лексический материал, познавательную деятельность детей.

Оборудование: план – схема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по обогащению, активизации и закреплению словарного запаса старших дошкольников с ОНР

1.        Изучена методическая литература по рассматриваемому вопросу и составлен каталог (прилагается)2.        Были состав...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое обще...

Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса

Примерный перечень игр по обогащению словарного запаса...

Обогащение словарного запаса у дошкольников

Рассматриваются особенности обогащения словаря у детей дошкольного возраста....

Обогащение словарного запаса у дошкольников.

Развитие словаря у дошкольников. методы исправления....

Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

Цель–практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря дет...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса старших дошкольников через дидактические игры"

Рекомендации к проведению дидактических игр и упражнений для развития речи дошккольников, обогащения словарного  запаса...