Конспект НОД по развитию речи "Волшебница зима".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Закрепить с детьми полученные знания о зиме.
Задачи:
Обучающие: Учить детей обобщать знания о живой и неживой природе, о зимующих птицах, диких животных, условиях их проживания в зимнее время года. Активизировать словарный запас, учить отвечать на вопросы полными предложениями, выразительно читать стихотворения.
Развивающие: Развивать познавательный интерес. Способствовать развитию связной речи, умению правильно строить предложения и говорить на родном языке.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к животным, желание помогать птицам, проявлять заботу. Закрепить умение наносить клей на силуэт аккуратно, правильно пользоваться кисточкой, салфеткой.
Материал: Картина с изображением зимней природы, сюжетные картинки по теме «Зимние развлечения», мнемотаблица с зимней тематикой, указка, дидактические игры «Зимующие птицы», «Дикие животные и их жилища», снежинки, маска снеговика. Силуэты сердец из картона на веревочках, тарелочки с крупами, семенами подсолнуха, тыквы, зерна пшеницы, клей ПВА, кисточки, подставки для кисточек, клеенки, салфетки.
Звукозапись: «Вьюга», «Хруст снега», мелодия «Голоса птиц»;
Словарная работа: заморозки, хлопья снега, хлорофилл, пернатые, загадочный лес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о волшебном времени года. О каком, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. (зимой)
- Правильно, мы будем говорить о зиме. Назовите зимние месяцы. Какая бывает зима? (Зима холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная). Еще о зиме говорят, что она проказница, потому что пугает нас холодными ветрами, скользкими дорогами; нелегко так же птицам и зверям зимой. Ребята, а вы боитесь зиму?
Ребёнок: Нет, потому что тепло одеваемся и нам не страшны холода.
Воспитатель: Да и зима в Крыму не очень холодная, правда? Какая зима в Крыму? (Теплая, мягкая, дождливая. Иногда идет снег, бывают морозы, заморозки). Вот и сегодня снега нет. А давайте мы поиграем с Зимой, попросим, чтобы она нас порадовала снегом. Вы ведь обрадуетесь, если снег пойдет? Но только надо сначала у Зимы спросить, хочет ли она с нами поиграть? (включается фонограмма снежной вьюги). Слышите, зима согласна с нами поиграть. Она сказала, что за каждое правильное задание будет дарить нам по одной снежинке.
На доске расположено панно с изображением зимы. Каждая снежинка после выполненного задания будет прикрепляться к доске.
1 задание:
Воспитатель: Итак, ребята, нужно выполнить первое задание. Зима приготовила нам вопросы, на которые, я думаю, вы легко найдете правильные ответы.
1 - Откуда падает снег? (из снеговых туч).
2 - Если на улице мороз, как идет снег? (крупинками).
3 - А если на улице нет мороза? (хлопьями).
4 - Какой снег? (белый, мягкий, холодный, пушистый, липкий, от тепла тает).
5 - Во что превращает зима лужи, озера, реки? (в лед).
6 - Какой лед? (твердый, прозрачный, холодный, похож на стекло, от тепла тает),
7 - Какие деревья зимой остаются зелеными? (хвойные деревья – ель, сосна, кипарис).
8 - Почему хвойные деревья не сбрасывают свои иголки, как лиственные деревья? (потому что в иголках есть сок зеленого цвета – хлорофилл).
9 - Что растет на сосне и ёлке? (шишки).
10 - Какое время года наступит после зимы? (после зимы наступит весна).
- Молодцы, ребята, на все вопросы Зимы мы правильно ответили и она нам дарит снежинку. *
2 задание: Работа с мнемотаблицей.
Воспитатель: - А вот и следующее задание. Зима нарисовала нам загадочные рисунки, мы должны их разгадать. Если мы расскажем, что тут изображено, Зима подарит нам еще одну снежинку.
Дети: - Зимой солнце светит, но не греет.
- Зимой ночи длинные, а дни короткие.
- На земле, деревьях, машинах и домах лежит снег.
- Мороз рисует на стекле узоры.
- Дети зимой играют в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.
- Деревья, кусты без листьев, на их ветках лежит снег. Так они спят.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вот еще одна снежинка прилетела. *
3 задание:
Воспитатель: - Скажите, ребята, когда на улице много снега, вы радуетесь? Почему?
Ребёнок: - Потому что мы играем в снежки, катаемся на санках, лепим снеговика, катаемся на катке.
Воспитатель: - Вот и в следующем задании надо будет составить небольшие рассказы о зимних развлечениях по картинкам. Так же рассказать стихи, которые мы с вами учили по этой теме. Я думаю, с этим заданием вы легко справитесь и заработаете еще одну снежинку.
Рисунок 1
Воспитатель: - Что вы видите на этой картинке?
Ребёнок: - Дети катаются на лыжах, скатываются с горы на санках и падают на снег. Они кувыркаются на снегу, им не холодно, потому что они тепло одеты.
Ребёнок:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я на бок хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам – смех!..
(И. Суриков)
Рисунок 2
Воспитатель: - Опишите, что вы видите на этой картинке?
Ребёнок: Детям очень весело, они дружно лепят снеговика. Прикрепили ему нос из морковки, глаза сделали из угольков, на голову надели ведро, а вместо рук прикрепили веточки.
Воспитатель: - Давайте и мы слепим снеговика.
ХОРОВОДНАЯ ИГРА «СНЕГОВИК»
Жил на свете снеговик (круговые движения руками)
Он не мал и не велик (соединить ладошки, развести в стороны)
Нос морковкой у него (имитация)
А на голове ведро (имитация)
Машет он своей метлой (имитация)
Снежной, белой, снеговой (имитация)
По тропиночке бежит (имитация)
Ребятишек веселит! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Хорошо мы поиграли, но у нас осталась еще одна картинка. Что на ней изображено, расскажите пожалуйста?
Рисунок 3
Ребёнок: Дети вышли на улицу подкармливать птиц. Мальчики рассыпают зернышки на дорожку, а девочки насыпают в кормушку хлебные крошки. Птицам зимой надо помогать.
Воспитатель: - Почему именно зимой нужно помогать птицам?
Ребёнок: Реб.: - Потому что им трудно найти зимой корм. Птицы приближаются к жилью человека и могут питаться даже тем, чего не ели бы в другое время года.
Ребёнок: Тяжело воробьям и синицам
В стужу чем-нибудь поживиться.
Собираю я хлебные крошки,
Высыпаю для них на дорожку.
А когда ручейки побегут,
Птицы песни свои запоют,
И за то, что кормил их зимой,
Будут песней делиться со мной!
Воспитатель: - Зиме ваши рассказы понравились, и поэтому она дарит нам еще одну снежинку. * Молодцы, ребята!
- А теперь, Зима приглашает нас в сказочный лес. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по зимнему лесу. А пойдем мы не за ягодами, не за грибами, не за цветами, а сказочными чудесами. Сейчас в лесу зима, все в снегу, холодно. Давайте подумаем, какими словами можно рассказать о зимнем лесе? (волшебный, сказочный, загадочный, спящий под белым снежным одеялом). Кто живет в лесу? (дикие животные) О том, как проводят зиму дикие животные, мы узнаем, если отправимся в лес. Как мы должны с вами одеться, чтобы не замерзнуть? Давайте оденемся.
Дети имитируют процесс одевания одежды.
- Готовы? Мы пойдем, высоко поднимая ноги, потому в лесу сугробы глубокие и высокие… Поставим ручки на пояс, как я, и пойдем.
Дети шагают, высоко поднимая колени, изображая шаги по сугробам:
Высоко шли ноги по снегу без дороги.
Как тропинку увидали, по тропинке побежали.
И в волшебный лес попали.
- Вот и добрались в лес, к лесным зверям.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Посмотрите вверх, там медведь лежит? (нет)
Посмотрите вправо, там лиса сидит? (нет)
Влево посмотрите, бровями пошевелите,
А теперь смотрите вниз и глазки сомкните.
4 задание:
Воспитатель: - Ой, ребята, я нашла ледяную шкатулку, интересно, что в ней? А в ней зима хранит свои волшебные снежки и еще одно задание и снежинка. Зима интересуется, знаете ли вы пословицы и поговорки о ней? Ну конечно знаем, давайте расскажем:
Дети: - Зима - не лето, в шубу одета.
- Готовь сани летом.
- Дым из трубы столбом — к холодам.
- Много снега - много хлеба.
- Зима морозная - лето жаркое.
- Январь год начинает, а декабрь кончает
- Синица к избе - зима на двор.
Воспитатель: - Молодцы, теперь мы можем забрать из шкатулочки вот эту снежинку, спасибо Зима.*
- А теперь пора понаблюдать за животными. Вспомните и расскажите о том, как они проводят зиму, чем питаются? Это наше следующее задание, за нее мы также получим снежинку.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЖИЛИЩА»
Дети подбирают к норкам картинки с животными и рассказывают, как они зимуют.
1 ребенок: - Это берлога медведя, в ней медведь спит всю зиму. Питаться ему не надо, т.к. он спит до весны. Жир и теплая шерсть спасают его от холода. Будить медведя нельзя, потому что он разозлиться. Сердитого медведя называют шатун.
2 ребенок: - Это лисья нора. Когда лиса проголодается, она выходит из своей норки и охотиться на зайцев и мышей. А так же хитрая лиса приближается к жилью человека и крадет из курятников курочек. У лисы зимой теплая рыжая шерсть.
3 ребенок: - Тут живет волк, это волчье логово. Волк зимой охотится на зайцев и птиц, но не всегда ему удается их поймать. Поэтому он всегда голодный и сердитый.
4 ребенок: - Заяц зимой от холода прячется под большими корнями старого дерева. Еще заяц любит прятаться под елью и кустиком. Зимой у него белая теплая шубка, она помогает ему быть незамеченным на снегу, так его трудно поймать лисице и волку. А питается заяц тонкими прутиками, а так же грызет кору деревьев.
5 ребенок: - В этой норке зимует ёжик. Ёжик спит, свернувшись в клубок всю зиму аж до весны. От холода его спасает накопленный с осени жир. Ёжу не надо искать себе пропитание, зимой он ничем не питается.
6 ребенок: - А белка живет в дупле на дереве. Зимой у нее теплая шерсть серого цвета, которая спасает от холода. А питается белка шишками, лесными орешками, засушенными с осени грибами.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с белкой.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «БЕЛКА И ВОРОНА»
Белка на сосне скакала
и ворону увидала:
- Залетай ко мне в дупло,
Тут и сухо и тепло!
Воспитатель: Молодцы, ребята, о животных рассказали, с белкой поиграли, и снежинку заработали.* Теперь надо возвращаться в детский сад.
- Как вы думаете, мы можем еще одну снежинку у Зимы попросить? Она нам её непременно подарит, если мы отгадаем загадки о зимующих птицах. Давайте разгадаем загадки, вспомним названия зимующих птиц, а потом мы приготовим для них угощения.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок. (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Cорока)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
«Кар-Кар-Кар» вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её… (Ворона)
Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут крошки на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются …(Синицы)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все загадки разгадали. Ответьте еще на несколько вопросов: Какие это птицы? (зимующие птицы). По каким признакам мы узнаем их? (у птиц есть крылья и клювики). Нужно ли птицам помогать зимой? (нужно обязательно им помогать, строить кормушки, сыпать в них зерна, хлебные крошки, семена и крупы). И с этим задание вы отлично справились, а вот еще одна снежинка прилетела. *
- Ребята, предлагаю вам сделать вкусный сюрприз-угощение для зимующих птиц. Зима просит, чтобы мы еще заботились о наших пернатых друзьях, это очень важно, потому что еще не скоро созреют плоды и ягоды. Сейчас мы с вами будем клеить на картонные сердечки разные крупы и семена. После занятия мы выйдем на прогулку и развесим их на деревья. Приступаем к работе….
( ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ)
- Вы прекрасно справились с очередным заданием, посмотрите, какие замечательные угощения получились. И за это Зима дарит нам еще одну снежинку. *
- Посмотрите на наше панно - ах, сколько снежинок прилетело. Вы рады снегу?
Спасибо, Зима, мы рады были встрече с тобой: мы любовались тобой, играли, веселились, узнали много полезного и интересного! Ты подарила нам много радости и незабываемых впечатлений! До встречи в следующем году…
На этом наша образовательная деятельность окончена. Вы все ребята хорошо занимались и показали хорошие знания. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе
1. Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....
Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе
1. Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....
Конспект НОД по развитию речи "Зимующие птицы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет...
конспект занятия по развитию речи "Зима"
Тема: «Зима»Цель: Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.2. Раз...
Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей логопедической группе
Конспект предназначен для детей старшего возраста...