зимующие и перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.Цель: повторить и закрепить знания о птицах, их внешнем виде, окраске оперения, о помощи людей по кормлению птиц в зимний пениод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
конспект по развитию речи
Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.)
Развивающие задачи. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки зимующих птиц.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не поймёт.
Неужели в лес пришла беда?
Поможем сороке понять в чём же дело.
Послушайте стихотворение:
Всё снег да снег,
Всё снег да сугробы
Весь лес и всё поле в снегу…
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и лисьи следы на снегу.
Воспитатель: О чём это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года?
Дети: зима
Воспитатель: Что вы представляете, услышав это слово?
Дети: cнег, лёд, лес, горка, санки, холод, вьюга
Чтение стихотворения, ещё раз.
Воспитатель: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
Дети: звук С
Воспитатель: Произнесите его протяжно: C-c-c-c-c.Какой это звук?
Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук “С”
Дети: Снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, сосулька, снежок…
Воспитатель: Какая зима?
Дети: холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная, суровая.
Воспитатель: Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы и передавать мяч соседу.
Погода зимой какая, если много снега- снежная
Если мороз - морозная
Если ветер - ветреная
Если вьюга – вьюжная
2.Введение в тему.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим внимательно и скажем , кто это в нашем лесу гостит?
Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите?
Дети: Птиц.
Воспитатель: По каким признакам вы это определили?
Дети: У них тело покрыто перьями, у них два крыла, клюв
Воспитатель: Перечислите этих птиц.
Дети: Снегирь, сойка, сова, синица, воробей...
Воспитатель: Как вы догадались, что это снегирь?
Дети: Красная грудка
Воспитатель: Как вы определили, что это сорока?
Дети: Длинный хвост, белые бока
Воспитатель: Как определили, что это сова?
Дети: Большие глаза и уши, интересный клюв.
Воспитатель: Как определили, что это воробей?
дети: Небольшая птичка, окраска серенькая, с тёмными пятнами на спине
Воспитатель: Как определили, что это синица?
Дети: Жёлтая грудка
Воспитатель: А вот похожая на снегиря Красногрудка - это птица клёст
Клёст-это небольшая птица. Окраска оперение у клеста ораньжево-красное, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-желтая.
Клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щёлкать орешки.
Клёст- птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях, внутри оно утеплено пухом настолько тщательно, что в нём сохраняется постоянная температура в самую лютую стужу.
Питаясь семенами хвойных, клесты потребляют огромное количество смолистых веществ.
Щебет клестов напоминает нежный перезвон колокольчиков.
Воспитатель: какие это птицы?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в тёплые края?
Дети: Потому, что они могут найти себе корм.
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками
Воспитатель: А хватает ли птицам пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Воспитатель: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удаётся достать пищу из-под снега.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
Физкулбтурная пауза;
Вот на ветке, посмотри, руки в стороны поднять
В красных майках снегири- погладить руки и грудку
Распустили перышки, руки на бока поставить
Греются на солнышке,
Головой вертят, повертеть головой
Улететь хотят. взмахнуть руками
Кыш! Кыш! Улетели! покружиться
За метелью! За метелью!
3.Дидактическая игра “Назови ласково”
Назовите ласково:
Кормушка-кормушечка
Синица-синичка
Снегирь-снегирёчек
Хвост-хвостик
Перо-пёрышко
Крыло-крылышко
Гнездо-гнёздышко
Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру “Угадай-ка”
4.”Угадай-ка”
1) Я по дереву стучу, червячка достать хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.(дятел)
2) Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять.(снегирь)
3) Она маленькая птичка, и зовут её…..(синичка)
4) Эта птица-непоседа, одного с берёзой цвета…Кто это? (сорока)
5) Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар, и кричат: кар-кар (ворона)
5.Игра с мячом “Один-много”. (Совершенствование грамматического строя речи, пригласить детей на ковёр)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “У кого кто ”. Я буду бросать “звучащий ” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов и возвращать мяч мне.
Снегирь-снегирята
Голубь-голубята
Сорока-сорочата
Ворона-воронята
6.Дидактическая игра «Что лишнее?»
Послушате внимательно и подумайте какие названия птиц здесь лишние? Почему?Постарйтесь ответить на мой вопрос не одним словом,а предложением:
Грач, лебедь,кукушка,снегирь
Синица,сова,клёст,иволга
Журавль,ласточка,соловей,воробей.
Каких птиц мы называем перелетными?
Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.
7.Игра “Разгадай ребус ”(Совершенствование грамматического строя речи).Чтобы узнать название перелетной птицы надо разгадать ребус. Запятые после рисунка показывают, сколько звуков нужно убрать в конце слова-названия картинки,а запятые перед картинкой показывают , сколько звуков в начале слова.
Что нарисовано на первой картинке? (губы)
Сколько звуков нужно убрать из конца этого слова? (два звука)
Что останется от слова ГУБЫ? (ГУ)
Кто нарисован на второй картинке? (лось)
Уберите два звука из начала этого слова. Что осталось? (сь)
Какое слово получилось? (ГУСЬ)
Молодцы ! ВЫ разгадали название перелетной птицы.
Сорока: Ой ,ребята ,большое спасибо , я теперь поняла почему так тихо в лесу ведь лес зимой спит, и много птиц улетают.
Итог: Чем мы занимались сегодня?
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Зимующие и перелетные птицы"
Перелетные и зимующие птицы их еда, польза, бережное отношение к птицам....
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по теме "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме: "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....
Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"
Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...
Беседа о зимующих и перелетных птицах
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе...
Рекомендации по лексическим темам (зима, одежда, перелетные птицы)
Зима и ее признаки, одежда-обувь-головные уборы, перелетные птицы...
Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).
Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....