Конспект комплексного занятия "Сказка - душа русского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Знакомство детей с истоками русской народной культуры и быта русского народа с помощью народного фольклора : сказки, потешки, пословицы и поговорки. Чтение пословиц, потешек и загадок, драматизация сказки, русские народные игры, рассматривание предметов быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка-душа русского народа | 161.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия
Тема : «Сказка-душа русского народа»
Программное содержание:
Учить детей понимать русские народные сказки, передавать свое отношение к содержанию сказок и поступкам героев. Учить выразительно читать потешки, полно отвечать на вопросы воспитателя. Приобщать детей к истокам русской культуры и быту русского народа, используя русский народный фольклор: сказки, потешки, пословицы, поговорки. Обогощать словарь детй, активизировать речь; развивать мелкую моторику, творческие способности детей.
Методические приемы:
Вводная беседа, словесная игра, использование художественного слова: чтение пословиц, потешек, загадок, драматизация сказки, русская народная игра, рассматривание предметов быта.
Словарная работа: Караул, колода, девкин лен, Жихарка.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок; разучивание русских народных потешек, игр, драматизация, изготовление бусинок, оформление альбомов, подбор иллюстраций, книг о предметах русского народного быта, проведение экскурсий-развлечений в музее «Деревенская изба».
Материал: русские народные костюмы, шапочки лисы, зайца, Жихарки; предметы быта: коромысло, ухват, ложки деревянные, сундук, лапти, кувшин, веретено, материал для бус.
Ход занятия.
Дети под мелодию русской народной песни входят в музей.
Воспитатель: Дети, мы с вами опять собрались в музее, в Русской избе, сколько раз мы уже здесь гостили! И сказки слушали, и в игры играли, и именины отмечали. И вновь собрались поиграть, да потешиться, но про дело не забывать, что-то новое узнать, вспомнить то, что уже знаем, как говориться в русской народной пословице : «Делу время- потехе час». ( Кто-то чихает на печке).
Воспитатель: Ой! Кто это там у нас? А! Это домовенок Кузя на печке греется.
Кузя выглядывает.
Дети кричат: Кузя!
Кузя: Аюшки!
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки.
Дети: Что принес?
Кузя: Оладушки.
Дети: Где же они?
Кузя: Под лавкой.
Дети: Экий, Кузя, ты чудак!
Кузя: А вы , детки, как?
Дети: А мы оладушки на стол положили, да съели бы.
Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (прячется)
Дети: Кузя!
Кузя: Аюшки!
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принес?
Кузя: Сапожки!
Дети: Где они?
Кузя: А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.
Дети смеются.
Воспитатель: Экий , Кузя, ты неловкий, да неумелый. Оставайся с нами, да поучись уму-разуму у детей. А мы , ребята, сегодня будем говорить о русских народных сказках.
Не зря люди говорят : «Сказка- душа русского народа.» А я расскажу вам присказку про ловкого солдата . Царь проверял однажды караул, увидел, что один солдат _ то вроде спит.
Царь : Спишь??
Солдат: Никак нет!
Царь: А что же ты делаешь?
Солдат: Звезды считаю.
Царь : Ну и много насчитал?
Солдат: Много, тьма-тьмущая, да я не успел сосчитать, вы помешали.
Вот как выкрутился солдат. А если бы он на самом деле стал считать, смог бы он звезды сосчитать?
Дети: Нет! Их видимо-невидимо!
Воспитатель: А сколько русские люди сложили сказок, их тоже невозможно сосчитать, как и звезды на небе. Но мы сегодня вспомним уже знакомые нам сказки, которые мы читали в этой избе, вспомним героев этих сказок.
А сейчас Илья прочтет нам присказку:
«Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку.»
Воспитатель: А вот и загадка про героя первой сказки:
«Не барашек, и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета.
Для зимы – другого цвета».
Дети: Зайчик!
Воспитатель (доставая шапочку зайца): А эта шапочка достанется тому, кто вспомнит потешку про зайца.
Ребенок: Зайчишка-трусишка,
По полю бегал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Морковку жует.
Ой, кто идет?
Воспитатель: Дети, из какой сказки этот зайчик?
Дети: Из сказки «Заяц-хваста».
Воспитатель: Правильно! (Обращаясь к ребенку в шапочке зайца) Как ты думаешь – твой зайчишка храбрый или трусливый?
К детям: Почему сказка называется»Заяц-хваста»?
Дети отвечают.
Воспитатель: Тот человек , который болтает о своей храбрости, на деле трусом оказывается, всего боится7
И русские люди придумали пословицы и поговорки о трусости и храбрости. Какие?
Дети: «У страха глаза велики», «Страх силу отнимает», «У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки».
Воспитатель: К героям какой сказки подходят эти пословицы?
Дети: К героям сказки «Бабушка, внучка, да курочка.»
Воспитатель: Кто померещился со страху бабушке, внучке и курочке? Кто это был на самом деле?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, а какой предмет из этой избы, которым раньше пользовались, да и сейчас пользуются русские люди, есть в этой сказке?
Послушайте загадку: «Ни свет, ни заря пошел , согнувшись со двора»
Воспитатель: Дети, вы были внимательны, хорошо и быстро узнали героев сказки. А теперь мы немного поиграем на полянке,
Физминутка
Воспитатель: Дети, представьте, что мы с вами пришли в лес на полянку поиграть. Но день пасмурный. Грустно нам без солнышка. Давайте его покличем. (На полу по кругу лежит веревка, дети берут ее в правую руку и идут по часовой стрелке):
«Солнышко-ведерышко,
Выгляни-высвети,
Любят тебя детки,
Детки – малолетки»
Воспитатель: Но вот солнышко выглянуло и снова спряталось за тучку.
(Дети перекладывают веревку через голову и идут против часовой стрелки):
«Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Дам тебе меду,
Целую колоду».
Воспитатель: Солнышко выглянуло и покатилось по лесам и лугам. (Дети, держась за веревку, бегут по кругу).
Воспитатель: Солнышко припекает, стало жарко. Давайте покличем дождик! (Дети кладут веревку в одну линию и встаю вдоль нее.) Выполняя наклоны с хлопками, говорят:
«Дождик, лей, дождик, лей,
На меня и на людей,
На девкин лен
Поливай ведром!»
Воспитатель: А вот и радуга появилась! (Веревка кладется полукольцом, дети перепрыгивают через нее вперед-назад)Приговаривают:
«Радуга-семицветка,
Принеси ты радость деткам.
Они будут по лужам скакать,
Песни звонкие распевать».
Воспитатель: Вот мы пели и плясали
Ножки прыгать так устали,
Мы немножко отдохнем,
Снова в избу к нам пойдем.
Воспитатель: А нас тут ждет сундучок. А что в нем, мы сейчас посмотрим. И пригласим для этого сюда лисичку (на девочку одевается шапочка лисички). Девочка-лисичка поочередно достает из сундучка предметы, дети называют их. (Хвост, лапоточки, кувшин, рыба ).
Воспитатель: Из какой сказки эти предметы?
Дети: Из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Воспитатель: Дети, а сейчас обратите внимание на это предмет! Что это такое?
Дети: Прялка.
Воспитатель: Для чего нужна была прялка?
Дети: Чтобы с ее помощью прясть из шерсти нить, а затем вязать шерстяные вещи: варежки , носки и кофты.
Воспитатель: В какой сказке девочка управлялась с прялкой и все у нее получалось ладно и красиво?
Дети: Рукодельница из сказки «Морозко».
Воспитатель: А кто в этой сказке заметил, что девочка очень трудолюбивая и оценил ее труд/
Дети5 Морозко1
Воспитатель: А кто знает загадку про мороз?
Ребенок: Он вошел-никто не видел,
Он сказал_ никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
И на окнах вырос лес!
Воспитатель: Девочка из сказки «Морозко » умелица и рукодельница, все у нее ловко и красиво получается- и убираться, и готовить, и платье шить, и украшения делать! Вот и мы сегодня с вами сделаем украшения для девочек- бусы из соломинок и бусинок, которые мы сделали из теста на прошлом занятии. Такие красивые бусы носили раньше русские женщины, украшая свой костюм.
Дети делают бусы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые у вас получились бусы, девочки завтра оденут их на развлечение.
Дети, а сейчас послушайте загадку:
«Мать толста,
Дочь красна,
Сын-сокол,
Под небеса улетел»
Дети: Печка, огонь и дым!
Воспитатель: Дети, а кто знает загадку об этой посуде? (ложки с блюдцем)
Ребенок : «Все голубки возле одной прорубки».
Воспитатель: Да, ложечки точеные, ручки золоченые. И в какой же сказке все эти вещи есть?
Дети: В сказке «Жихарка».
Воспитатель: Дети, а кто знает, что означает слово Жихарка?
Дети: Удалец!
Воспитатель: Да, удалой, ловкий6, да смелый. Давайте вспомним пословицы о храбрости.
Дети: Храбрый побеждает, а трус погибает. Смелость города берет. Кто храбр-тот жив, кто смел-тот цел7
Воспитатель: А как ловко он избавился от лисы!
Инсценировка-драматизация отрывка из сказки.
Воспитатель: Избавился Жихарка от лисы, а сам довольный и счастливый домой вернулся, поджидать петуха и кота. Да еще и обед для них приготовил_ картошки полный чугунок. Да приговаривает:
Жихарка: Печка-барыня, не сварила нам кашу крутую, а сварила картошку рассыпчатую.
Да вот чугунок в печке очень горячий, чем же его Жихарке достать? Давайте вспомним загадку.
Дети: Не бык, а бодает,
Не ест , а еду хватает,
Что схватит-отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
Воспитатель: Угости, Жихарка, и детей и гостей своей картошкой рассыпчатой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....
Душа русского народа - баян.
Душа русского народа - баян....
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)
Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...
Беседа-практикум "Балалайка-душа русского народа"
Беседа – практикум «Балалайка – душа русского народа» Цель:- Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.Задачи: развивать эмоциональную...
Ах, ярмарка, ярмарка как ты хороша, у русского народа широкая душа.
Ах, ярмарка, ярмарка как ты хороша, у русского народа широкая душа....
Консультация для родителей "Сказка-отражение души русского народа"
Консультация для родителей "Сказка-отражение души русского народа"...
«Ах, ярмарка, ярмарка как ты хороша, у русского народа широкая душа!»
Веселое гуляние «Ярмарка мастеров»....