"Хорошая речь слаще меда"
статья по развитию речи на тему

Иванова Елена Анатольевна

Формирование правильной речи ребенка - одна из основных задач дошкольного учреждения.  Проблема речевого развития подрастающего поколения всегда стоит очень остро, и этому аспекту педагогической деятельности уделяется большое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Хорошая речь - слаще меда»

 

Формирование правильной речи ребенка - одна из основных задач дошкольного учреждения.  Проблема речевого развития подрастающего поколения всегда стоит очень остро, и этому аспекту педагогической деятельности уделяется большое внимание.

Приведя ребенка в логопедическую группу, родители и не предполагают, что только совместными усилиями можно добиться определенных результатов.  

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предусматривает  активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна преемственность работы педагогов и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Взаимодействие специалистов с семей в нашей логопедической группе носит системный характер и складывается из различных форм работы: родительские собрания, беседы, консультации, записки, информационные листки, а также семинары-практикумы.

Мы знаем, что успех коррекционно - воспитательной работы в логопедической группе возможен только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей воспитанников. 

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Закономерность усвоения родной речи, состоящая в необходимости тренировки органов речи для совершенствования произносительных навыков, действует не только в первый период овладения родной речью, при становлении артикуляционной базы, но и позже: в школе, в вузе. Даже самый образованный человек, чтобы говорить хорошо на новую для него тему, должен предварительно проговорить свою речь хотя бы внутренне. Речь это - сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).

Хорошо развитая мускулатура кистей рук обеспечивает точность графических движений, поэтому в занятиях должны сочетаться упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук (пальчиковые игры, гимнастика, лепка из глины, пластилина, теста). Ребятам нравится выполнять движения с мелкими предметами: собирание мозаики, конструктора, нанизывание бусинок.

Опыт графических движений ребенок приобретает при выполнении различных видов штриховки, раскрашивая и копируя различные рисунки, продолжая узоры различной сложности. При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и слева направо, штриховал ровно, не выезжал за контур.

Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, литературные викторины одновременно решают и задачи формирования связной речи, и задачи словарной и грамматической работы. Например, в игре «Магазин игрушек» в качестве экспонатов отобрать мяч, матрешку, флажок и куклу – это игра для развития описательной речи. А если взять предметы посуды, уже можно решать задачи на формирование способов наименования предметов посуды.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Если мы хотим, чтобы ребенок в дальнейшем приобрел интересную специальность и раскрылся как личность, в первую очередь, необходимо научить его грамотной и красивой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хотите, чтобы у детей была хорошая речь – развивайте мелкую моторику пальцев рук.

Рекомендую родителям некоторые игры и упражнения для развития мелкой моторики, которые они могут организовать с детьми в домашних условиях: с прищепками, проволокой, крупой и т.д. А хорошо развитая мо...

Консультация для педагогов "Хорошая речь"

значение фольклора в развитие речи дошкольников...

Консультация для воспитателей "Хорошая речь"

значение фольклора в развитие речи дошкольников...

Хорошая речь слаще мёда.

Для родителей и учителей....

Конспект заседания родительского клуба «Домашний логопед». Тема: «Чистая речь - слаще меда» (средний и старший дошкольный возраст)

Конспект  заседания родительского клуба «Домашний логопед».- «Нормы речевого развития  у детей среднего и старшего дошкольного  возраста».- «Правила зачисл...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Красивая речь слаще мёда»

Цель:повышение культуры речи как один из путей профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи:Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педаг...

Публицистическая статья "Хорошая речь слаще меда"

Публицистическая статья для газеты в форме рекомендаций для родителей....