Встреча с родителями «Роль семьи в речевом развитии детей»
методическая разработка по развитию речи на тему

Сухарева Светлана Александровна

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.99 КБ
Файл varianty.docx10.63 КБ
Файл pamyatka.docx12.8 КБ
Файл situatsii.docx10.88 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Пожелание»

(Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.)

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

(Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.)

 Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

 Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

 Бежит среди камней чиста, нетороплива,

 И ты готов внимать её поток

 И восклицать: - О! Как же ты красива.

 Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

 

 Игра «Вопрос – ответ»

 А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

 - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

 Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

 - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

 Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

 В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

 - Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

 Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

(видео?)

Воспитатель. Ну, вот и лето прошло. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений…

1. Упражнение «Как мы провели лето»

- встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес… (на рыбалку);

- встаньте те, купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже);

- у чьих детей от загара сгорела спина;

- кто читал детям книги;

- кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности);

- чьи дети помогали родителям на даче (в огороде);

- чей ребенок научился чему-нибудь новому.

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Всё больше детей с низким речевым развитием. «Почему это происходит?»

  (предложить родителям ответить на этот вопрос)

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все люди с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач. (фильм «Карнавал») (пример моего одноклассника с военным училищем)

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

3.Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)

4.Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью.  Речь ребёнка на кончиках его пальцев. Этот факт вам известен ещё с ясельной группы.

5.Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. (Напомнить о теме собрания про семейные книжные чтения в прошлом году.)

6. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

7.Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её. (вспомнить детские песенки)

8. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности).

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1.

Ребёнок пяти лет совсем не задаёт вопросы взрослому или задаёт, но очень редко.

Вопрос:

-Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (Отсутствие необходимых знаний у ребёнка, устойчивый избирательный интерес к чему-либо, критика взрослого задела самолюбие.)

Ситуация 2.

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!

Вопрос:

-Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (В продуктивных видах деятельности ребёнок учиться ставить цель, прилагает усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к развитию речи и овладению письмом.)

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие  в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру – соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справиться с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки – раскраски.
  • И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
  • Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
  •  «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
  •  Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

  •  Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С… ».
  •  Чистоговорки:
  •  Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
  •  "да-да-да - в огороде лебеда",
  •  "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  •  "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  •  Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
  •  - Что это? (Кто это)
  •  -Какого цвета?
  •  - Что есть у зайки? (Что это у зайки)
  •  - Как можно назвать зайку?
  •  - Что можно с ним делать?

Вариант 2.Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.

О сайте для педагогов и родителей «Мерсибо».

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…)

Яблоня (рефлексия родителей).



Предварительный просмотр:

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста

Общение ребёнка со сверстниками

Строение артикуляционного аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Чтение детям художественной литературы

Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками

Совместное пение с ребёнком

Дыхательные упражнения



Предварительный просмотр:

Памятка «Развитие речи ребёнка»                                                     

  • Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
  • Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи. 
  • Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами с окружающими их деревьями, кустами, птицами.
  • Учите наблюдать и любоваться ими.
  • В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные признаки), например, василёк - красивый, великолепный, полевой.
  • Учите детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами: стул - стульчик, флаг - флажок.
  • Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
  • Учите отвечать на вопросы, рассказывать сказки, рассказы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.  

Памятка «Развитие речи ребёнка»                                                     

  • Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
  • Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи. 
  • Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами с окружающими их деревьями, кустами, птицами.
  • Учите наблюдать и любоваться ими.
  • В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные признаки), например, василёк - красивый, великолепный, полевой.
  • Учите детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами: стул - стульчик, флаг - флажок.
  • Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
  • Учите отвечать на вопросы, рассказывать сказки, рассказы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.  



Предварительный просмотр:

Ситуация 1.

Ребёнок пяти лет совсем не задаёт вопросы взрослому или задаёт, но очень редко.

Вопрос:

-Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

Ситуация 2.

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!

Вопрос:

-Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Семинар-практикум для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

В результате взаимодействия педагогов и родителей достигается наибольший положительный эффект в развитии речи детей....

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, котор...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 - 5 лет »

Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является...