Консультация для воспитателей детского сада
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Пучкова Галина Анатольевна

Особенности развития речи детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_rechi_5-6_let.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация   для  воспитателей  детского сада «Особенности развития речи детей 5-6 лет»

автор : Пучкова Галина Анатольевна   воспитатель  МБДОУ № 5 «Аленький цветочек» г.Тихорецк

                   

                 

           Особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Речь - инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, вы одновременно развиваете его интеллект. Развитие интеллекта — центральная задача, которую предстоит решать в этом возрасте.

Как известно, период наивысшей речевой активности — пятый год жизни. К пяти годам дети овладевают всей сложной системой грамматики. В речи детей появляются синонимы, антонимы,образные сравнения и противопоставления. В высказываниях  детей  появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. Это связано с тем, что период с пяти до семи лет исследователи оценивают  как возраст оформления социально-стандартизирован-ной  речи (в ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка на шесом году жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания, например «Потом принц хотел жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке»). Темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются.Речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже.Нарастает количество кратких просьб и распоряжений  «Отойди!», «Поставь сюда!» и сокращается количество реплик доброжелательных, содержащих объяснения «Не мешай мне, пожалуйста, - не видишь, я же самолет завожу !». Количество случаев обьяснительной речи уменьшается практически вдвое. Теперь ребенок реже сопровождает речью свои действия. Психологи обьясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи — интеллектуальная ( речь для «себя», речевое овладение собственным поведением).

Какие же задачи развития речи необходимо решать в этом возрасте:

1.Продолжить работу по обогащению речи детей через восприятие ребенком вашей речи в разнообразных бытовых и учебных ситуациях;

2.Развивать диалогическую речь,помогать детям строить внутри диалогов инициативные монологические высказывания;

3.Поддерживать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству,поощрять их желание придумывать свои сказки,рассказы,небылицы.

4.Помогать ребенку ясно и понятно излагать свои мысли и учиться быть корректным собеседником.

Рассмотрим систему для осуществления работы по речевому развитию детей.

1.Центральное место в этой системе занимает речь воспитателя.

Ваша речь - основной источник речевого развития детей в детском саду. Обучая детей звукопроизношению ,правильно и четко артикулируйте звуки речи и их сочетания; упражняйтесь в модулировании своим голосом ( сила голоса, высота тона, темп речи, тембр голоса ) для выражения различных чувств: радости, досады , одобрения, ласки, недоумения и др.

Детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем; они обучаются произношению, имитируя речь говорящего взрослого.

Какие слова и грамматические формы целеобразно вводить в речь детей?

Слова обобщения ( посуда, транспорт и тд.)

Слова антонимы :( низкий — высокий, узкий- широкий и тд.)

Сходные по значению существительные и глаголы : ( ветер — ветерок , спит— дремлет)

Существительные,образованные при помощи разных суффиксов: (заяц,зайка,зайчик) , ( сухарь — сухарница), ( масло- масленка).

Однокоренные глаголы ( лепил- слепил — вылепил).

Разнообразные предлоги и союзы.

Существительные для этимологического анализа ( черника ,кукушка, подснежник, вторник, среда и тд.)

Для активизации речи детей приемлемы следующие игры и упражнения:

1.Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше качеств?», «Скажи наоборот».

2.Упражнения на согласование слов в рамках определенной синтаксической конструкции:а) подбор определений к слову «снежинки ..легкие, пушистые, порхают, танцуют».б)составление детьми предложений с обобщающими словами (на рынке обилие овощей: морковь,капуста,репа..)

3.Упражнения на усвоение способов словообразования:образование по аналогии разных частей речи(певунья- плясунья-говорунья;усищи-глазищи-зубищи, интересно- интереснее).

4.Знакомство детей с некоторыми способами переноса ударений:(земля-землю, волк- на волков).

5.Дидактические игры на группировку и классификацию предметов: «Что лишнее?», «Назови одним словом» и т.д.

6.Игры-небылицы: «Что не так?», «Чего на свете не бывает?».

К шести годам дети должны освоить основные грамматические формы : предложно-падежные формы ,формы имен существительных единственного и множественного числа, формы изменения имен прилагательных по падежам числам и родам; правильное употребление глагольных форм,наречий.

2.Создание равивающей среды .

Развивающая речевая среда- это речь с которой вы обращаетесь к детям: песни,сказки,рассказы,загадки,скороговорики,считалки; дидактические наглядные материалы, которые вы отдаете в распоряжение детей. Их назначение: привлечь внимание ребенка и побудить его к самостоятельному исследованию материала; способствовать беседе между детьми, детьми и вами; дать ребенку импульс к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме. Ваша задача- слушать детей, побуждать их к диалогу. Не спешите думать и говорить за ребенка, предоставьте это делать ему самому. В распоряжении детей должны быть крупные и мелкие « веселые картинки»:а)картинки, на которых художники изображают предметы, хитроумно расположив их один относительно другого( «Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько их?»).б) картинки , на которых вперемешку изображены животные, птицы и их жилье («Покажи, где чей дом?»).в) картинки,на которых надо найти людей,зверей,птиц, спрятанных художником( «Кто где спрятался?»).г)картинки, на которых изображены два очень похожих сюжета или предмета( «Найди отличия»).д)картинки с нарисованным на них человеком,части тела которого изображены цифрами(«Какие цифры тебе знакомы?») и т.д.

3.Беседы, игры и упражнения, направленные на обогащение и активизацию

речи детей.

Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.Рассмотрим методы , наиболее эффективные для развития речи детей 5-6 лет.

1.Беседа. (основа беседы - диалог со всем присущим ему многообразием форм.)

2.Рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.

3.Игры и упражнения с картинками - загадками и предметными картинками.

4.Составление небылиц ( по картинкам и без опоры на наглядность).

5.Сочинение концовок к сказкам и маленьких сказочек.

Таким образом, усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности, их отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

Консультация для воспитателей детского сада "Музыка в жизни детского сада"

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детского сада"...

Консультация для воспитателей детского сада «Организация проведения прогулки в детском саду»

Для физического развития детей большое значение имеют пребывание детей на свежем воздухе, прогулки  и активные игры. Педиатры рекомендуют проводить их при любой погоде, поскольку прогулка я...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада "Роль ведущего на празднике в детском саду"

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, адми...