Художественная литература в развитии речи детей.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Художественная литература в развитии речи детей.

Развитие речи – одно из важнейших направлений нашей педагогической работы, признанное обеспечить своевременное психическое развитие детей.

Поэтому работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка, и именно в 2-3 летнем возрасте происходит интенсивное развитие речи у детей.

Ни для кого не будет секретом то, что в группу к нам попадают дети с различным уровнем речи: есть говорящие дети, дети которые говорят мало и плохо, или заговорили совсем недавно, а есть и не говорящие дети. И нам стоит приложить  много усилий, чтобы речь каждого ребёнка стала средством общения со взрослым и детьми; ребёнок научился рассказывать по картинке, об игрушке, о событиях уз личного опыта.

Чтение художественной литературы вносит большой вклад в работу по становлению речевой активности детей. В процессе восприятия произведений художественной литературы ребёнок не только получает знания, умения и навыки, но у него ещё формируются познавательные умения  ( слушать, запоминать), передача текста (выразительность речи) и отношения (эмоциональный отклик). Поэтому каждый день он должен слышать художественные произведения (народные песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения, народные и авторские сказки).

Такое чтение поможет нам решить такие задачи:

·       Формирование начального этапа общения детей со взрослыми и сверстниками;

·       Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической  стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности);

·       Практическое овладение детьми нормами речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи – одно из важнейших направлений нашей педагогической работы, признанное обеспечить своевременное психическое развитие детей.

Поэтому работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка, и именно в 2-3 летнем возрасте происходит интенсивное развитие речи у детей.

Ни для кого не будет секретом то, что в группу к нам попадают дети с различным уровнем речи: есть говорящие дети, дети которые говорят мало и плохо, или заговорили совсем недавно, а есть и не говорящие дети. И нам стоит приложить  много усилий, чтобы речь каждого ребёнка стала средством общения с другими детьми; ребёнок научился рассказывать по картинке, об игрушке, о событиях уз личного опыта.

Чтение художественной литературы вносит большой вклад в работу по становлению речевой активности детей. В процессе восприятия произведений художественной литературы ребёнок не только получает знания, умения и навыки, но у него ещё формируются познавательные умения ( слушать, запоминать), передача текста (выразительность речи) и отношения (эмоциональный отклик). Поэтому каждый день он должен слышать художественные произведения (народные песенки, потешки, небольшие авторские стихотворения, народные и авторские сказки).

Такое чтение поможет нам решить такие задачи:

  • Формирование начального этапа общения детей со взрослыми и сверстниками;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической  стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности);
  • Практическое овладение детьми нормами речи.

Решение этих задач достигается в процессе ежедневной работы с художественной литературой, как в образовательной деятельности, так и в организации любого режимного момента. И может организовываться подгрупповым и индивидуальным способом, для детей, которые в этом нуждаются. Речь воспитателя, во время чтения художественного произведения, должна быть выразительной, неторопливой.

Знакомя детей с потешками, народными песенками, небольшими стихотворениями учим детей слушать, понимать и с помощью воспитателя, договаривать слова, фразы. Поощряем попытки читать стихотворный текст целиком с помощью воспитателя или рассказывать самостоятельно. Сопровождаем чтение показом картинок, игрушек, игровыми действиями (манипуляция с игрушкой, выполнение действий самими детьми, проведение фольклорных игр и т.д.). Организуем выставку книг с иллюстрациями разных художников по прочитанному произведению.

Чтение рассказа может проходить как с наглядным сопровождением, когда иллюстрации или набор картинок помогают детям следить за последовательностью событий, опираясь на них дети учатся передавать содержание рассказа, так и без наглядного сопровождения, в этом случае воспитатель читает рассказ, делает небольшую паузу, затем предлагает детям послушать его ещё раз, побуждая ребёнка повторять за воспитателем слова или фразы, после повторного чтения воспитатель задаёт вопросы по содержанию и побуждает детей отвечать на них, потом просит рассказать его самостоятельно. Воспитатель сам ведёт рассказ вслед за ребёнком того, что он сказал и обязательно добавляет пропущенное. Такая совместная работа научит ребёнка понимать рассказ, выработает у него умение пересказывать, сформирует предпосылки связной речи.

Работая со сказкой, воспитатель должен её обязательно рассказывать, во время рассказывания должна присутствовать сказочная интонация. Работа по вопросам, рассматривание ярких иллюстраций, картинки из серии «Расскажи сказку», выставка книг с иллюстрациями разных художников помогут детям запомнить сказку, научиться её рассказывать. Инсценирование сказки с использованием различных видов театра научит передавать характер героя, интонацию речи. У детей появится желание играть в сказку, появится игра-драматизация. А сказка «Теремок» у нас идёт и как подвижная игра.

Хочется отметить и роль родителей в организации такой работы: это они помогли нам собрать неплохую библиотечку книг, помогали нам в оснащении театрального уголка.

Положительным результатом такой работы  к концу учебного года будет: дети с удовольствием слушают художественные произведения, повторяют за воспитателем знакомые фразы и слова, проявляют интерес к инсценированию сказок, следят за последовательностью и проговаривают свои слова, используя интонацию.

У детей появятся признаки монологической речи; т.е. дети смогут рассказать об эмоционально значимом событии, используя высказывания из 2-3 предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи детей.

Представление педагогического опыта на РМО заведующих и методистов....

Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...

Роль художественной литературы в развитие речи детей

Роль художественной литературы в развитии речи детей.Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выража...

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...