Роль художественной литературы в развитие речи детей
презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме
Роль художественной литературы в развитии речи детей.
Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.
- Задачи развития речи (по программе):
- Формирование словаря.
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказывания самостоятельно. Малыши, говорят с целью, что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Появляется способность к речевому анализу. Ребенок не умеет правильно произносить слова улавливает какое-то похожее по значению и произносит с ошибками (сашулька – сосулька). В этом возрасте дети начинают улавливать на слух интонации и производить их ( к примеру радостные и вопросительные). К сожалению исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей 4 лет, опубликованные в 1968 г. Возможно, что у современного ребенка другие количественные характеристики. Итак, по Аркину: существительных и местоимений – 50,2%; глаголы – 27,7%; наречия – 5%; прилагательные – 11,8%.
- Совершенствование грамматического строя.
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя (словообразование, словоизменение (пришел- ушел)) – увеличение числа простых распространенных предложений, появление сложных предложений.
- Воспитание звуковой культуры речи.
Здесь отрабатывается четкое произношение почти всех звуков родного языка. Уточняется произношение звука с помощью различных дидактических игр, закрепление звуков в словах и фразовой речи (используются игры – инсценировки, чтение стихов, повторение чистоговорок, повторение слов из рассказа воспитателя).
- Совершенствование синтаксической стороны речи.
Следует учить детей строить предложения с разным порядком слов. Ребенок должен овладеть умением менять порядок слов с синтаксической конструкцией.
- Подготовка и овладение монологической речью.
Основной подготовкой к монологической речи является диалог – первая степень в развитии связной речи детей. И самым главным является рассмотрение сюжетных картин и составление рассказа по картине.
- Ознакомление с художественной литературой.
Своеобразное восприятие литературных произведений младшими дошкольниками заключается в том, что при осмыслении текста они исходя из своего непосредственного и пока ограниченного опыта. Дети не могут мысленно представить героя произведения, поэтому они нуждаются в наглядной основе – рисунке, иллюстрации, картине. Читать детям художественные произведения следует ежедневно.
- Эти задачи можно решить через разные виды занятий, как по развитию речи, так и по ознакомлению с художественной литературой..
С детьми 3 – 4 лет также проводят комбинированные занятия:
- Чтение художественной литературы и отработка умения вести диалог
- Чтение стихотворения и совершенствование грамматической правильности речи
- Рассматривание сюжетных картин и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря
- Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры на совершенствование грамматического строя речи
- Чередование обучающих приемов с игровыми
- Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей
- Использование разнообразных демонстрационных материалов
- Использование физкультминуток.
Чтобы создать интерес ко всем этим занятиям используются различные приемы:
- Приход воспитателя в образе сказочницы. Воспитатель читает разные по жанрам сказки и рассказы.
Создание воспитателем образа яркого, запоминающегося. Следует говорить много, произносить фразы отчетливо, употреблять новые слова и выражения, радоваться появлению речи у детей. С помощью яркого образа дети быстрее запоминают сказки, стихи, новые слова.
- Рассмотрение ярких картинок, где дети показывают картинку.
Желательно сначала задавать вопросы по картине, а уже потом составлять рассказ, но использовать непосредственно высказывания детей. При составлении рассказа нужно следить за тем, что бы одно высказывание дополняло и продолжало другое, показывая связь между отдельными частями картины.
- Использование театрализованной деятельности. Через театр дети запоминают содержание сказки, развивается выразительность речи, когда дети подражают героям, совершенствуется грамматический строй речи.
Кроме, того в группе созданы условия для самостоятельного общения детей с книгой. В книжном уголке есть книги разных жанров: сказки, стихи, потешки, познавательные книжки, книжки-игрушки, любимые книги детьми, которые они с удовольствием рассматривают самостоятельно. Использование дидактических игр и Passel по русским народным сказкам.
Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_prezent.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии речи детей.
Представление педагогического опыта на РМО заведующих и методистов....
"Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"
Мастер-класс из опыта работы....
Роль художественной литературы в развитии речи детей
Презентация...
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста.
Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста. Из опыта работы...
Роль художественной литературы в развитии речи детей
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить уча...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...