Картотека пальчиковых игр по УМК
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему
Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry._dlya_detey3-7let.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
- «С добрым утром».
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза.
Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.
С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши.
Вы проснулись? Приложить ладони к ушам как «Чебурашка».
С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку.
Вы проснулись? Хлопки в ладоши.
С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок
Вы проснулись? Потопать ногам
С добрым утром, солнце!
Поднять руки вверх, посмотреть вверх
Мы проснулись! (на солнце).
- «Наша группа».
В нашей группе все друзья,
Самый младший – это я.
Это Маша, это Саша, это Юра, это Даша,
Это Петя, это Коля, это Юля, это Оля,
Это тоже наш друг – Мальчик Павлик тут как тут.
- «Зайка и ушки».
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)
- «Кто приехал?».
– Кто приехал? (Соприкасаются большие пальцы.)
– Мы, мы, мы. (Соприкасаются остальные четыре пальца.)
– Мама, мама, это ты? (Соприкасаются большие пальцы.)
– Да, да, да. (Соприкасаются указательные пальцы.)
– Папа, папа, это ты? (Соприкасаются большие пальцы.)
– Да, да, да. (Соприкасаются безымянные пальцы.)
– Ах, сестричка, это ты? (Соприкасаются мизинцы.)
– Да, да, да. (Соприкасаются мизинцы.)
Все мы вместе да, да, да! (Соприкасаются все пальцы вместе.)
«Гномики» (первый вариант).
Жили-были в домике,
Маленькие гномики (сжимают и разжимают кулаки),
Токи, Пики, Лики,
Чики, Мики (загибают пальцы, начиная с боль- шого пальца),
Ра-два-три-четыре-пять – стали гномики играть (стучат паль- цами по столу, имитируя игру на фортепиано).
- «Гномики» (второй вариант).
Жили-были гномики (большим и указательным пальцем показываем «маленький»)
В расчудесном домике (кончики пальцев обеих рук соединяются, образуя треугольник).
Папа-гном дрова рубил (краем одной ладони постукиваем о ладошку другой руки),
Гном-сынок их в дом носил (хватательные движения руками),
Мама-гном суп варила (двумя ладошками делаем чашку),
Дочка-гном его солила (имитируем посыпку соли кончиками пальцев),
Гномик-бабушка вязала (имитируем вязание на спицах),
Гномик-тетушка стирала (потираем ладошки друг о друга),
Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал (ладошки направлены друг против друга, соприкасаются только кончики средних пальцев, большие пальцы растопырены).
- «Гномики» (третий вариант).
Жили-были в домике,
Маленькие гномики (сжимают и разжимают кулаки),
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (загибают пальцы, начиная с большого пальца).
Раз-два-три-четыре-пять – стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга).
Токи – рубашки, Пики – платочки,
Лики – штанишки, Чики – носочки,
Мики умница был, всем водичку носил
(загибают пальцы, начиная с большого).
- «Встреча друзей».
Встретились две собачки, поздоровались: «Гав-гав».
Встретились две коровы и поздоровались: «Му-у – му-у».
Встретились две лошадки и поздоровались: «Иго-го – иго-го». Встретились две кошки и поздоровались: «Мяу-мяу-мяу».
Встретились две курочки и поздоровались: «Ко-ко-ко»
- «Умные пальчики».
Этот ест,
Этот пьет,
Этот песенки поет,
Этот любит погулять,
Этот любит рисовать.
Вместе пальчики мои Будут весело играть! (Пальцы правой руки поочередно держат за кончики пальцев левой руки. В конце делаем «фонарики» кистями рук.)
- «Моя семья» (первый вариант).
(Разгибают из кулака пальцы и сопрово ждают движение текстом.) Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
«Моя семья» (второй вариант).
Раз, два, три, четыре (хлопаем)
Кто живет в моей квартире? (разводим руки в стороны, пожимаем плечами).
Раз, два, три, четыре (хлопаем),
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я (поглаживаем все пальцы по очереди),
Вот и вся моя семья! (поднимаем ладошки с растопыренными пальчиками и показываем).
- «Пальчики поздоровались».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (пальчики сжимаются в замок).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (пальцы разжимаются).
Раз-два-три-четыре-пять (Пальцы поочередно касаются
Начинай играть опять.
друг друга, начиная с мизинца.)
- «Шалун».
Наша Маша кашу варила,
Кашу варила, деток кормила (указательным пальцем правой руки водим по левой руке).
Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала (поочередно сгибаем четыре пальца),
А этому не дала (встряхиваем за мизинец). Он много шалил И тарелку разбил (хлопаем по коленям обеими ладошками).
13 «Как живешь?».
– Как живешь? – Вот так! (Показывают «во» двумя руками.)
– А плывешь? – Вот так! (Руками имитируют плавание.)
– Как бежишь? – Вот так! (Бег на месте.)
– Вдаль глядишь? – Вот так! (Поочередно руки прикладывают ко лбу.) – Машешь вслед? – Вот так! (Машем руками.)
– Ночью спишь? – Вот так! (Ладони под голову.)
– А шалишь? – Вот так! (Кулачками хлопаем по надутым щекам.) 15.
14«На столе стоит чайник».
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (хлопают в ладоши),
На столе (руками «чертят» в воздухе стол) Стоит чайник (указательным пальцем правой руки показывают круг),
На чайнике крышка (указательным пальцем правой руки показывают полукруг)
Из дырочки пар (указательным пальцем правой руки делают зигзаго- образные движения снизу-вверх),
Пар из дырочки (зигзагообразные движения снизу-вверх),
Дырочка на крышке (имитируют крышку),
Чайник на столе (показывают круг),
Стол стоит на полу (показывают руками стол и топают ногами).
15. «Чай».
У меня есть чашка
И чайник заварной.
Вот чай налили в чашку,
Попейте чай со мной.
16. «Этот пальчик».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уже спит.
Остался один большой палец.
Обращаясь к нему, педагог говорит: Тише, пальчик, не шуми. Братиков не разбуди. После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку: Встали пальчики. Ура! На занятие нам пора.
17. «Котята».
Складываем ладошки, пальцы прижимаем друг к другу. Локти упираются о стол:
У кошечки нашей Есть десять котят (покачиваем руками, не разъединяя их),
Сейчас все котята По парам стоят:
Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых, Самых красивых
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга – от большого к мизинцу).
18. «У Лариски две редиски».
У Лариски две редиски (загибаем два пальчика),
У Алешки – две картошки (загибаем еще два пальца),
У Сережки-сорванца Два зеленых огурца (загибаем пальцы).
У Вовки – две морковки,
Да еще у Петьки – Две хвостатых редьки (загибаем пальчики).
19. «Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня (хлопают в ладошки)
– Паровоз и два коня, Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход, Самосвал,
подъемный кран – Настоящий великан (загибают пальчики на обеих руках).
20 «Мебель».
Это стол, за ним сидят (левая ладонь в кулачке, прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх),
Это стул, на нем сидят (левая ладонь в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху),
Вот кровать – на ней лежат (руки согнуты в локтях перед грудью, одна на другой).
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей),
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук «шагают» по коленкам).
21. «Это ручка правая».
Это ручка правая, Это ручка левая,
Будут ручки у меня Ловкие, умелые.
Посмотри – моя ладошка,
Как веселая гармошка:
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Раз-два-три, раз-два-три,
Я играю, посмотри. (Дети повторяют движения вместе с воспитателем, повторяют слова.)
22. «Осенний букет».
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять
– Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки). Листья березы, Листья рябины,
Листики тополя, Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы) Мы соберем.
Маме осенний Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
23. «Кто живет у нас в квартире».
Кто живет у нас в квартире? (Дети разводят в недоумении руки.)
Раз, два, три, четыре, Будем мы сейчас считать
– Раз, два, три, четыре, пять! (Считают пальцы на обеих руках.)
Мама, папа, брат, сестра
Сосчитаю всех едва! (Руки в кулачках, отгибаем по одному, начиная с большого.)
Самый главный – это Я (показываем мизинец),
Вот и вся моя семья (сжимаем и разжимаем кулачки).
24. «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики по одному),
Мы во двор пошли гулять («шагают» по столу указательными и средними пальчиками).
Бабу снежную лепили («лепят» комочек двумя ладонями),
Птичек крошками кормили («крошат» хлеб всеми пальчиками),
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони),
А еще в снегу валялись (ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной),
Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).
25. «Дружные пальчики».
Эти пальчики щипают (большими и указательными пальцами щиплем ладонь другой руки),
Эти пальчики гуляют (указательный и средний «идут» по другой руке), Эти любят поболтать (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, «шурша»),
Эти – тихо подремать (безымянный и мизинец прижимаем к ладони),
А большой с мизинцем-братцем Могут чисто умываться (крутим большим пальцем вокруг мизинца).
26. «Ежик и мыши».
Ходит ежик по дорожкам (поочередно вытягивают руки вперед),
По лесу, по лесу, Любит рыться
В старых листьях (скребут пальцами по коленям),
Колется, колется (указательными пальцами производят тычки по всему телу).
Уж я ежику-ежу (складывают руки «палочкой»)
В поле тропку покажу (протягивают руки вперед),
Где катают мышки, Еловые шишки (протирают ладошки друг о друга).
27. «Считалочка».
Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы считать
(счет введется с большого пальца, руки подняты вверх).
Это – котик-вытри ротик (большим пальцем обвести вокруг рта),
Это – носик-хитроносик (указательным пальцем потрогать нос),
Это – ежик-ворчунишка (сгибать и разгибать средний палец),
Это – мишка-топтышка (сгибать и разгибать безымянный палец, одновременно переставлять ноги, покачиваясь как будто идет мишка), Это – зайка-убегайка (поднять обе руки, мизинцами потрогать уши, как-будто шевелятся ушки зайки).
Кто последний? Догоняй-ка! (Быстро убрать руки за спину.)
28. «Разминка». Выполняем подражательные движения соответственно с текстом:
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим,
И немножко помолчим. (Прижимаем указательные пальцы к губам.) Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем
И немножко отдохнем. (Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.) Мы ногами поболтаем,
И чуть-чуть поприседаем.
Ножку ножкой подобьем,
И сначала все начнем. (Подпрыгивание на месте в ритме текста. Далее тексты ускоряются.)
Головами покиваем...
29. «Тараканы».
За буфетом под пакетом
Десять тараканов (2 раза). (Ладони раскрываем, прижимаем с боковой поверхности стола, пальцы рук – «тараканы».)
Самый храбрый таракан
Побежал к тебе в карман. (Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание «за шиворот».)
За буфетом под пакетом
Девять тараканов.
(Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.)
Самый храбрый таракан
Побежал к тебе в карман. (Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.)
И так далее.
30. «У жирафов».
У жирафов пятна, пятна (2 раза),
Пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Двумя указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки (2 раза),
Складки, складочки везде. (Щиплем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях, на носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шерстка, шерстка (2 раза),
Шерстка, шерсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски (2 раза),
Есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу, как бы рисуя полосочки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
31 «Домик».
Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять.
32. «Домик».
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.
Создать угол – «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом, большие пальцы соединяют по прямой линии – получается треугольная «крыша» с «окном»
32. «Солнышко».
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше... (Поднимают руки вверх и играют пальчиками.)
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже... (Опускают руки вниз, играют пальцами.)
Хорошо! Хорошо! Солнышко смеется. (Улыбаются и хлопают в ладоши.)
А под солнышком всем Весело живется! (Кружатся, делая над головой «фонарики».)
33. «Пальчики уснули».
Пальчики уснули,
В кулачки свернулись. (Сжать пальцы обеих рук в кулаки.)
Один, два, три, четыре, пять
– Захотели поиграть. (Разгибать поочередно пальцы правой руки.) Разбудили дом соседей. (Постучать одним кулачком о другой.)
Там проснулись шесть и семь. (Разгибать поочередно пальцы левой руки.)
Восемь, девять, десять –
Веселятся все. (Пошевелить пальцами обеих рук.)
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь. (Сгибать поочередно пальчики. Сна- чала на левой, потом на правой.руке.)
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один
– Снова в домике мы спим.
34. «Весна».
(Пальцы складываются щепоткой. Качаем ими.)
Стучат все громче дятлы,
Синички стали петь. (Ладони согнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.)
Встает пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются.)
Встает пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Расстаял весь снежок. (Выполняем волнообразные движения. Пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повернуты вниз.)
А из-под старой травки (ладони сомкнуты ковшом)
Уже глядит цветок (ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
А из-под старой травки Уже глядит цветок. (Движения повторяются.) Раскрылся колокольчик (Руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы сжаты в кулак.)
В тени там, где сосна (Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены – чашечка колокольчика.)
Динь-динь, звенит тихонько. (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая динь-динь.)
Динь-динь, пришла весна!
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна!
35. «Ласточка».
– Ласточка, ласточка, Милая касаточка,
Ты где была? Ты с чем пришла? (На каждую строку большим пальцем дважды «здороваются» с одним пальчи- ком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке.)
– За морем бывала, Весну добывала.
Несу, несу Весну-красу.
36. «Люблю по городу шагать...».
Дети «шагают» пальчиками по столу.
Люблю по городу шагать,
Люблю считать.
Площадь – раз (на каждое название загибают по одному пальцу),
Дом связи – два,
Три – фонтан-красавец,
А четыре – наш Дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю,
Шесть – на стадион хожу,
Там с ребятками дружу.
Семь, конечно, наш детсад,
Каждый побывать в нем рад!
Восемь – детская площадка – Здесь качели и лошадка.
Девять – новый магазин, Много ярких в нем витрин.
Десять – из-за поворота Вижу школьные ворота.
Очень любим мы наш город (разжимают кулачки),
Он красив и вечно молод.
37. «Зимняя прогулка».
Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам),
Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам).
Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз),
Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову),
Я надену шарфик. И еще платок (поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью).
А потом красивые, теплые, пушистые,
Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы).
И хотя я маленький, у меня есть валенки (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...