Статья «Речь воспитателя – образец для ребёнка»
статья по развитию речи на тему

Гоч Екатерина Сергеевна

Статья «Речь воспитателя  – образец для ребёнка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_vospitatelya_-_obrazets_dlya_rebyonka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

                      по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга

                           Статья

       «Речь воспитателя  – образец

                      для ребёнка».

                                                                                                Подготовила

                                                                                                Воспитатель,

                                                                                                Гоч Екатерина Сергеевна

                                                                                               

                                           Санкт – Петербург

                                                               2015 г.

Дети раннего возраста «впитывают как губка» всё, что видят и слышат.

В раннем возрасте происходит закладывание основ личности ребёнка, его мыслительной и речевой деятельности. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель обладал грамматически правильной речью, умел интонировать.

Культурой речи называют её правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Недостатки культуры речи проявляются в том, что:

а) человек неправильно произносит звуки в словах: вместо (што) говорит (что), вместо (вада), говорит (вода), т.е. произносит слова так, как они пишутся;

б) неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо «оплачиваю проезд», «плачу за проезд»), «описываю о впечатлениях» (вместо «пишу о впечатлениях», «описываю впечатления»);

в) придаёт словам неправильный смысл: например, слово сокрушённо (печально) употребляет в значении сокрушительно (сильно), слову причудливый (вычурный) придаёт значение чудесный;

г) неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную речь, может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро, неотчётливо, выступая перед собранием.

Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет  черты разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями (научной, публицистической, поэтической, деловой речью).

В работе с детьми представление о стиле речи должно соотноситься прежде всего с представлением о речевом этикете, требующим и определённого поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определённом речевом поведении). В свою очередь, совершенствование стилистического чутья ребёнка является основным средством его эстетического воспитания.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создаётся определённый стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет развивать языковое чутьё у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище – дом – квартира – жилплощадь – пристанище – приют – угол – гнездо – крыша над головой – обитель – кров – жильё); грамматической (идти полем – по полю – через поле; идущий – который идёт; красивее – более красивый); фонологической (одну и туже фразу, например, «Садитесь!», можно произнести  с разной интонацией, выразив этим своё отношение к собеседнику – уважение или, напротив – неуважение). Вспомним старую пословицу, отражающую свойство интонации «То же слово, да не так бы молвить!».

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве её компонентов – лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность обращаться к словарям. Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить о выразительных средствах морфологии.

Воспитатель должен быть натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, обладать чёткой дикцией, уметь модулировать своим голосом просодемы (силу голоса, высоту тона, тембр голоса, темп речи) для выражения различных чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т.д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи, будь то книжный или разговорный стиль.

Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путём, в процессе непосредственного общения, поскольку они обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь воспитателя. Воспитатель д.б. приобщён к высшей произносительной культуре родной речи, т.е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Воспитателям групп раннего возраста необходимо свою речь строить эмоционально выразительно, обращаясь к эмоциональной сфере детей. Особую роль играет использование фольклорного материала при проведении различных режимных моментов. Выразительно рассказанная потешка обязательно затронет чувства малышей, а также даст образец грамотной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя – образец для ребёнка.

Речь воспитателя  – образец для ребёнка....

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»...

Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...

Консультация для воспитателей :«Речь воспитателя - образец для детей»

Дети дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но также  и те несовершенства речи, которые ...

Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, эт...

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Речь воспитателя - образец для детей»

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя....

Речь родителей – образец для ребёнка.

Любой родитель хочет видеть своего ребёнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребёнок...