Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Забара Лилия Николаевна

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse1.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»

                                                                                                            Лилия Забара

«Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагога и  всех окружающих

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Особое значение речь воспитателя приобретает в процессе обучения детей родному языку, т. к. дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь воспитателя – образец для ребёнка. Поэтому первым требованием к речи воспитателя следует считать соблюдение лексических, грамматических, стилистических и произносительных норм.

Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление в данной ситуации. Говорить выразительно – значить выбирать слова образные, уметь использовать верную интонацию.

Правильная, хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем  ему легче высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Для того, чтобы выработать у детей навыки выразительной речи необходима кропотливая, повседневная работа. Эта работа имеет несколько направлений. При проведении режимных моментов важно воспитывать интонации, которые будут необходимы в жизни. При удобном случае нужно показывать как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чём-либо товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми. Организация какого-либо мероприятия (посещение др. группы, приглашение гостей, совместный утренник, различные игры (муз., хороводные, сюжетно-ролевые) дают воспитателю много возможностей для решения вопросов, связанных с выработкой навыков выразительной речи.

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива. И кто, как не воспитатель обязан владеть культурой речи? Моя специфика педагогической профессии заключается в постоянном деятельном контакте с людьми. Поэтому у меня, как ни у кого другого, культура речи должна быть на высоком уровне. Одной из первостепенных моих задач это - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще, перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям? Может ли, служить моя речь образцом для ребят?

 Правильная речь-это великая сила человечества, но не каждый сможет с ней управиться и направить ее в нужное русло. Лишь только те, кто много старается,  прилагает большие усилия сможет  овладеть этим чудом! Знаменитый, некогда лозунг вождя пролетариата: «Учиться, учиться и учиться», сопровождавший  меня на протяжении  всей моей трудовой деятельности, не перестает быть для меня и сегодня актуальным. По тому, что и как мы говорим и пишем, о нас складывается впечатление у окружающих. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. В моем понимании, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. Существует много средств и способов для того, чтобы сделать речь выразительной, яркой, правильной. Главное – это желание работать над собой и не останавливаться, на достигнутом. Благодаря постоянному упорству и самообразованию в этом направлении, моя эмоциональная, коммуникативно-целесообразная речь педагога, позволит мне эффективно воздействовать на разум и чувства ребенка, воспитывать гармоничную личность, выражать, себя всю целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, отношение к воспитанникам и образовательному процессу и в конце концов, для меня владение образцовой речью — это показатель моей профессиональной подготовленности, мой нравственный и общественный долг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя – образец для ребёнка.

Речь воспитателя  – образец для ребёнка....

Статья «Речь воспитателя – образец для ребёнка»

Статья «Речь воспитателя  – образец для ребёнка»...

Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, в...

Консультация для воспитателей :«Речь воспитателя - образец для детей»

Дети дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но также  и те несовершенства речи, которые ...

Консультация для молодых воспитателей "Речь воспитателя - образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, эт...

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Речь воспитателя - образец для детей»

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя....

Правильная речь воспитателя - образец для детей

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказ...