Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.
2. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
3. Учить интонационно-выразительному подражанию.
4. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
5. Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
6. Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке
К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Воспитатель: Шумейко О. С.
2014 ГОД
Педагог: Шумейко Оксана Сергеевна
Образовательная область:________________________________________________________
Группа: старшая
Тема занятия: Пересказ сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» (с использованием сказкотерапии).
Общеразвивающие задачи:
- Формировать представления о насекомых в среде обитания.
- Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
- Учить интонационно-выразительному подражанию.
- Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
- Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
- Воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.
- Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.
Речевые задачи:
- Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
- Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
- Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к сказкам.
- Учить сопереживать. Сочувствовать.
- Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.
- воспитывать умения выполнять коллективные действия.
Методы и приёмы: вопросы, беседа, рассмотрение картинок, сюрпризный момент, мимические упражнения.
- наглядный: картинки с изображениями насекомых, пиктограммы.
- словесный: рассказ воспитателя, рассказ ребёнка, беседа, словарная работа, вопросы, объяснения, уточнения, поощрение.
- игровой: упражнения «Счастье», «Любование», «Сочувствие», «Страх», «Поглаживание», «Встреча».
- практический: упражнение на дыхание «Дуем на чай», пальчиковая гимнастика «Насекомые», артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».
Предварительная работа:
Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание картин и иллюстраций к сказке, наблюдение на прогулках за насекомыми.
Словарная работа:
новые слова: именинница, кренделёк, позолоченное брюхо, лихой, удалого.
Оборудование:
- магнитофон
- шапочки насекомых
- игровой набор: посуда
- сапожки
- бочонок с мёдом
- самовар
- пиктограммы с мимикой лица
- фонарик
- сабля
- музыкальные инструменты
- денежка, монетки.
Индивидуальная работа:
- Дать методические указания Ульяне при рассказывании стихотворения
- Обратить внимание на произношение звуков Р-Л, Ш-С у Максима.
- Обратить внимание на перестановку слов в стихотворении Даши и Арины
Орг. момент. Настрой детей на занятие. Цель: установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии. Задачи: настроить детей на предстоящую деятельность; организовать внимание дошкольников; учить выполнять коллективные действия; Методы и приёмы: словесный, игровой
|
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечания |
Дети сидят на стульях за столом. | Занятие начинаю с сюрпризного момента, это позволит мне создать благоприятную атмосферу в группе и положительный настрой на предстоящую деятельность. | На столе разложены иллюстрации к данной сказке. |
- Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит. | ||
Дети проходят на ковёр, садятся на стулья, закрывают глаза, расслабляются, дышат легко, спокойно. | - Попадаем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Сядьте на ковер, закройте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает, вы летите, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы. Глазки открываются, сказка начинается. Представьте мы с вами на сказочной полянке и превратились в насекомых. | Стулья расставлены на ковре полукругом, звучит спокойная музыка. Затем фонограмма: пение птиц, звуки насекомых, надеваю шапочки с изображением насекомых |
Основная часть Задачи: Формировать представления о насекомых. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для насекомых. Учить интонационно-выразительному чтению стихотворения. Формировать знания об эмоциях. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фразовую речь. Воспитывать любовь к сказкам, сочувствовать и сопереживать героям. Бережное отношение к природе. Методы и приёмы: рассказ, чтение стихов, демонстрационный, вопросы, словесные указания, практические движения, игровые упражнения, словарная работа. | ||
Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла , Муха денежку нашла». - Как интересно, повезло мухе. - А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье). - А когда у вас возникают такие чувства? - Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье. Упражнение «Счастье». | На ковре рассыпаны копеечки. (Идем - плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты) | |
Ведущая: «Пошла Муха на базар, И купила самовар». - Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей. Ребенок: «Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали». Ведущая: «Ой, а чай то у Мухи наверно горячий?? Упражнение на дыхание «Дуем на чай». Ребенок: «А букашечки - по три чашечки, С молоком и крендельком: Нынче Муха-Цокотуха именинница!» Словарная работа. - Кто такая именинница? Упражнение «Любование» Ребенок: «Приходили к мухе блошки Приносили сапожки, А сапожки не простые В них застежки золотые». «Приходила к мухе бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе меду принесла». - Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе? Ответы детей. | Стол накрыт. В центр стола Муха ставит самовар. Каждый ребенок показывает движения согласно словам в стихотворении. (Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки»).
| |
Пальчиковая гимнастика: Прилетала к нам вчера (Машут руками) Полосатая пчела А за нею шмель-шмелёк, (Загибаем пальцы) И весёлый мотылёк. Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Показываем глазки) Полетали, пожужжали, (Машут руками) От усталости упали. (Руки вниз) - А кому ещё Муха приготовила угощение? Ответы детей. Ребёнок: «Бабочка-красавица, Кушаёте варенье! Или вам не нравится Наше угощение?» Словарная работа. Ведущая: - Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды? - Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины? - А какое ваше любимое варенье? Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье». Ведущая: «Вдруг какой-то старичок-паучок Нашу Муху в уголок поволок. Хочет бедную убить, Цокотуху погубить». Ребенок: «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, Не покиньте меня в мой последний час!» Упражнение «Сочувствие» . Ведущая: «Но жуки, червяки испугались, По углам, по щелям разбежались. И никто даже с места не сдвинется, Пропадай, погибай, именинница!» - Почему разбежались гости? Ответы детей. - А какое лицо у страха? Найдите его среди рисунков. Упражнение «Страх». - А теперь расслабьтесь. - Ребята, а вы бы помогли Мухе? Ответы детей. Беседа о том, что нельзя оставлять друга в беде. Ведущий: «Вдруг, откуда не возьмись Маленький Комарик, И в руке его горит, Маленький фонарик». Ребенок: «Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!» - Вы помните, что произошло дальше в сказке? Ответы детей. - Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть. Упражнение «Поглаживание». - Вам было приятно? - А когда можно погладить кого-нибудь? Ответы детей. Ребенок: «Я злодея зарубил, я тебя освободил. И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!» Упражнение «Встреча». - Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев. Ведущая: «Музыканты прибегали, в барабаны застучали. Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками. А жуки рогатые – мужики богатые Шапочками машут, с бабочками пляшут. Веселиться народ, Муха замуж идет. За лихого, удалого, Молодого Комара. Будет, будет мошкара веселиться до утра, Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
| Подготовить салфетки. (Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач). (Показ пиктограмм). (Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха). У комара сабля и фонарик горит в руке. Комар освобождает Муху и ведёт к центру, а паук садится в уголок. (Дети гладят друг друга, расслабляются) (Дети обнимаются друг с другом, радуются).
Звучит музыка. Все танцуют под слова ведущего. | |
Заключительная часть Цель: подведение итогов занятия. Задачи: учить детей обобщать и делать выводы. Оценка деятельности детей. Методы и приёмы: беседа, рефлексия. | ||
Выход из сказки. - Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня, все чему научились. Все это останется вместе с вами. Нам пора возвращаться. Садитесь на наш ковёр самолёт и полетели обратно. Подведение итога. - Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего занятия, чему научились? Ответы детей. | Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и прикладывают к сердцу. Махаю веером для имитации полёта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Общеразвивающие задачи:1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.2. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Общий развивающие задачи:Формировать представления о насекомых в среде обитания.Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.Учить интонационно-выразительному...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехники «Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.Задачи:- учить описывать диких животных (лиса, заяц, медведь, используя мнемотехническую таблицу;- упражнять детей в умении рассказывать соде...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием игрового набора «Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»
Конспект занятия по развитию речис использованием игрового набора«Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием сказкотерапии...