конспект НОД по развитию речи «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Францева Алина Викторовна

Конспект НОД по развитию речи с использованием народной игрушки

                                             в средней группе

 

                                 «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»

 

Программное содержание:

Расширять представления детей о дымковской игрушке; продолжать

знакомить со специфическими понятиями: «лепка», «обжиг», «роспись». Упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов. Уточнить произношение звука (л), (ль).

Оборудование: дымковская глиняная игрушка барышня, комплект элементов дымковской росписи из цветного картона на каждого ребенка, силуэты передников из картона.

Предварительная работа:

Знакомство детей с искусством дымковских мастеров, последовательностью процесса изготовления глиняных игрушек.

 Ход:

Воспитатель приносит на занятие дымковскую барышню, вместе с детьми любуется ею.

-Давайте внимательно посмотрим на игрушку и скажем, какая она (подбор прилагательных: глиняная, расписная, красивая, нарядная и т д.)

-А какие еще дымковские игрушки вы знаете? (лошадки, уточки, индюки, медведи, курочки с цыплятами).

-Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что называли их

очень ласково:

Воспитатель:                                   Дети:

Не лошадь, а…                               лошадка

Не утка, а…                                    уточка

Не курица, а…                                курочка

Не собака, а…                                 собачка

Не петух, а…                                   петушок

Не козел, а…                                   козлик

Не олень, а…                                   олешек

-А хотите попасть в село Дымково и попробовать самостоятельно изготовить

такую барышню?

Тогда закройте глаза и слушайте:

(воспитатель читает стихотворение под мелодичную народную музыку)

Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски

Там рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили гам из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
                (Т.  Петухова)

 

- Вот мы и в селе дымковских мастериц, пора приниматься за работу - лепить из глины.

Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и
поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками
в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,

Их соединяем.

Прищипнём  вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

                   

  • Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно
    немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).
  • А что дальше делают с вылепленными игрушками? Правильно, ставят в
    специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче,
    игрушки не рассыпались).

А чтобы время обжига игрушек проходило быстрее, пели песенку и
пританцовывали:
JIa - ла - ла
Глина мягкою была.
Ли -ли - ли
Мы игрушек налепили.
Ло - ло - ло
А у печки нам тепло.
Ле - ле - ле
Хорошо у нас в селе.
Давайте и мы ее споем (поют вместе с воспитателем).

  • А обожженные фигурки мастерицы... правильно, расписывали.

У каждого из вас на столе лежит передничек для барышни. Подберите элементы росписи и составьте на нем орнамент. (Дети выкладывают узор из элементов, вырезанных из цветного картона.) По окончании работы 3-4
детей рассказывают, какие выбрали элементы и какого они цвета.

  • Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется
    стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать
    стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:
  • Барышня - красавица всем нам очень...(нравится).
  • Кофточка цветная, юбка ... (расписная).
  • На коне сидит Емеля, едет он на ... (карусели),
  • Много есть зверюшек дымковских ... (игрушек).
  • Уточка с утятами, курочка с ... (цыплятами).
  • У большого индюка все расписаны ... (бока).
  • Будет весело реветь в цирке глиняный ... (медведь).

 

Глиняной барышне так у нас понравилось, что она ожила и хочет с нами поиграть (выходит девочка в костюме дымковской барышни). Дети становятся в хоровод, в центре круга - «барышня». Все вместе поют:

Шла девица за водой,

За холодной ключевой.

Повстречалась ей зверушка,

Разноцветная игрушка.

 «Барышня» выбирает кого - либо из детей и он «превращается» во встреченную зверушку (имитирует лошадку, индюка, медведя, уточку или др.)

Веселились мы, играли,

Но нисколько не устали.

А теперь пора проститься,

В детский садик возвратиться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" в средней группе

Конспект занятия по развитию речи "Полезные витамины" цель которого: уточнить и расширить представление детей об отличительных особенностях овощей и фруктов, учить узнавать их на ощупь, вкус, воспитыв...

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательных рассказов" средняя группа

эффективность внедрения педагогических технологий развития связной разговорной речи как условие развития речевых способностей у детей....

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе...

Конспект занятия по развитию речи «Где я живу» (средняя группа)

Цель:  Формирование навыков называния точного адреса, места проживания....

Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка"

Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа....

Конспект занятия по развитию речи (патриотическое воспитание) в средней группе ко Дню Победы на тему «Они сражались за Родину».

Конспект занятия по развитию речи (патриотическое воспитание) в средней группе ко Дню Победы на тему «Они сражались за Родину»....

Конспект занятия по развитию речи (патриотическое воспитание) в средней группе ко Дню Победы на тему «Они сражались за Родину».

Конспект занятия по развитию речи (патриотическое воспитание) в средней группе ко Дню Победы на тему «Они сражались за Родину»....