ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии по теме
Статья на тему: "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковая гимнастика | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Обнаружив отставания у ребенка, не следует огорчаться, но и не оставлять все как есть, надеясь, что со временем ребенок догонит сверстников. Ребенку необходима помощь, с ним необходимо заниматься пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
И так, что же дает пальчиковая гимнастика детям?
- Способствует овладению навыками мелкой моторики.
- Помогает развивать речь.
- Повышает работоспособность коры головного мозга.
- Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук - эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, упражнения с этими играми:
- учат малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
-развивают умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2.Статические упражнения для пальцев.
Эти упражнения - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Это более сложные игры, они требуют более точных движений. На основе этих упражнений можно составлять самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3.Динамические упражнения для пальцев.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (игры Колечки, Чет-нечет и др.) Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Упражнения для пальчиковой гимнастики необходимо подбирать с учетом возраста ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет: знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется:
-с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют энергичные движения кистями рук («месим тесто», «забиваем гвоздик»). Составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик). Можно использовать игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
Для детей 3 – 4 лет используют игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение. Дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Дети с 4 до 5 лет: выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой; сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно; составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Дети 5 - 7 лет рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш). Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
Надо помнить, что “умелыми” пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.
Таким образом, разнообразное использование пальчиковых упражнений выступает как одно из важнейших средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.
- Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2007.
- Володина В.О., О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное образование. – 2010. - №18.
- Жинкин Н.И., Речь как проводник информации /Н.И. Жинкин - М: Просвещение, 2007.
- Кисина Е., Гимнастика для развития речи (от 3 до 7 лет) – М: ЭКСМО, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация на тему "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста."
В.А. Сухомлинский сказал : " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев . От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают ум ребенка."...
Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста."
Пальчиковые игры являются прекрасным средством в развитии мелкой моторики, а также речи детей дошкольного возраста....
Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Статья о влиянии пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста....
Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста...
Влияние артикуляционной гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.
Правильное произношение звуков, четкая речь, укрепление мышц лица,языка, губ - это целевые ориентиры артикуляционной гимнастики....
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи
Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи...