Сенсорное развитие детей раннего возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

Сафина Миляуша Радиковна

                                   Уважаемые коллеги!

 Полагаю, никто не оспорит такое мнение, что профессия «воспитатель» особенная,  самая благодарная, потому что именно мы приближены к детям, имеем возможность любить их, обучать и воспитывать. А того, кого любишь, хочется научить всему и дать больше всех. А  поскольку  сенсорное развитие является всеобъемлющим в раннем возрасте, поэтому мы посвятили этот год сенсорному воспитанию.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, звуков, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – планомерное последовательное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте стоят свои задачи, на втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов. И сегодня мы поделимся своим опытом работы по разработке и применению в деятельности с детьми сенсорно-дидактических игр,  в которые мы играем в детском саду и  в которые  советуем играть дома. (Слайд со 2 по 9)

Перед нами, педагогами,  стояла важная задача – целесообразно организовать окружающую среду, обеспечить её пособиями, игрушками, материалами, отличающимися ярко выраженными свойствами: величиной, формой,  цветом,  тяжестью,  фактурой, возможностью издавать разные звуки. Изучив литературу, познакомившись с опытом коллег, с материалами из ресурсов Интернета, разработали систему дидактических игр и пособий по развитию сенсорных представлений малышей. (Слайд с 7 по 12 )

В начале года было проведено диагностирование детей на  умение различать цвета, формы, величины. Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различала основные цвета, определяла величину. В процессе игр  детей  учили решать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета, формы, сравнивать их, сгруппировывать предметы одинакового цвета, правильно называть цвет. Работа проводилась поэтапно. Сначала детей учили различать цвет предметов, подбирать тождественный, не связывая представление о цвете со словом, затем активизировали словесные обозначения цветов, форм. Развивали у малышей память, внимание, логическое мышление.(Слайд с 13 по 16)

Разрешите представить вам созданный своими руками центр сенсорного развития группы. Для комплексного решения задач сенсорного развития была разработана  дидактическая  книга-пособие по сенсорно-речевому развитию и панно-тренажер: (Слайд с 17 по 19)

·        Распределяйка;

·        Веселая черепашка;

·        Забавная гусеница;

·        Пирамидка.

          Главная особенность этой книги состоит в том, что задание детям, предлагается  в игровой форме. Каждая страница – это разные игровые персонажи, разные игровые задания и разные способы их выполнения. В процессе  «путешествия» по этой книге  малыши овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

          Наряду с этими пособиями используются  настольно-печатные и строительно-конструктивные игры. (Слайд с 20 по 26)

          Самым первым соратником в деле сенсорного воспитания стала наш музыкальный руководитель Суранова Ольга Витальевна. Она разработала сенсорные игры по развитию детских звуковых ощущений, которые активно применяет в непосредственной образовательной деятельности с нашими воспитанниками. (Слайд 27)

           Чтобы наши  начинания были успешными,  привлекли помощников. Ими, конечно, стали родители. Были подготовлены консультации, рекомендации, родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику», где подробно рассказали о содержании работы по знакомству малышей с миром сенсорных ощущений, о возможности своевременного формирования элементов сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться с ребенком в семье.

(Слайд с 28 по 32)

         Через организацию конкурса сенсорных игр  еще больше заинтересовали родителей вопросами воспитания сенсорной культуры малышей, а также была значительно  пополнена  наша  игротека.             (Слайд с 33 по 34).

          Материал по сенсорному воспитанию детей раннего возраста был представлен на Российский конкурс методических разработок в Российском образовательном центре «Дарование». В настоящее время мы готовим материалы игротеки по освоению сенсорных эталонов к следующему  учебному году.

          Завершая выступление, хочется отметить, что результаты  адаптации наших малышей весьма благоприятные. Об этом свидетельствуют показатели их нервно-психического развития, посещаемости, пропусков по болезни, а также положительные отзывы родителей. Считаем, что создание позитивной и познавательной атмосферы привлекли наших детей в детский сад, в связи с этим к месту будут слова легендарного философа Платона: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

В основе лежат цитаты из книг:

Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всесторон-него воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

[[/b]

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Понятие сенсорное развитие и воспитание

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умст-венных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) .

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.

1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...