Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей ОНР
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей ОНР
Проблема развития связной речи детей ОНР хорошо известна. Установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в совместную деятельность педагога и детей по развитию речи. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.
Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но необходимо её изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Эта работа строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Используя мнемотаблицы для развития речи детей ОНР можно развивать связную и диалогическую речь, развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу, развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Поэтому, чем раньше использовать метод мнемотехники для развития связной речи детей ОНР, тем лучше у детей будет готовность к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...
«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).
конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. ...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование мнемотаблиц для развития связной речи у детей дошкольного возраста»...