Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
статья по развитию речи на тему

Лисичкина Анна Юрьевна

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами  данного языка.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова (Умение узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных).

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:

 - фонематический слух, т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию;

 - и элементарный звуковой анализ.

Особенности в протекании высших психических функций.

Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

1)      Внимание у таких детей может быть неустойчивым;

2)      Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой;

3)      Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Особенности организации работы с детьми с ФФН.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

1)      Поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;

2)      Могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

3)      Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

4)      В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН. Организуя работу с ними, целесообразно:

1)      Осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;

2)      Обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

3)      Чередовать различные виды деятельности;

4)      Включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

ВАЖНО! Речь взрослого должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Взрослый должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Погружение в среду правильной речи должно быть полным – и в саду, и дома ребенок должен слышать правильную грамотную речь. Только совместная работа воспитателя, логопеда и родителей способна помочь в решении столь серьезной проблемы, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами  данного языка.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова (Умение узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных).

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:

 - фонематический слух, т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию;

 - и элементарный звуковой анализ.

Особенности в протекании высших психических функций.

Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

  1. Внимание у таких детей может быть неустойчивым;
  2. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой;
  3. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Особенности организации работы с детьми с ФФН.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  1. Поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
  2. Могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  3. Возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  4. В ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН. Организуя работу с ними, целесообразно:

  1. Осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;
  2. Обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;
  3. Чередовать различные виды деятельности;
  4. Включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

ВАЖНО! Речь взрослого должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Взрослый должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Погружение в среду правильной речи должно быть полным – и в саду, и дома ребенок должен слышать правильную грамотную речь. Только совместная работа воспитателя, логопеда и родителей способна помочь в решении столь серьезной проблемы, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.

Мною было выбрана тема «Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельно...

Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.

   Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где  использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающи...

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...